Приезжая в Севастополь, и ограничиваясь легкодоступным обзором местных достопримечательностей, отдыхающие редко совершают поездку в одно из живописнейших мест полуострова – Чернореченскую долину, раскинувшуюся в ближайших от города горах. И напрасно. Здесь, в 10 километрах от морской столицы, дважды полностью разрушенной во времена великих сражений, сохранилось удивительное сооружение – Чоргуньский мост-акведук. Маршрут к нему начинается в селе Чернореченское. Красивый и элегантный, состоящий из трех арочных пролетов, Чоргуньский акведук является необычным украшением зеленой долины реки Черная. Его надежная конструкция, заимствованная у древних римлян, дает основания полагать, что это строение – работа зодчих средневековья, или, чего более, античных времен, ведь многие из древнеримских мостов сохранились до наших дней. Но это предположение не совсем верное.
Чоргуньский мост-акведук. Историческая справка
Любого гражданина Севастополя во все времена волновал вопрос достаточного количества чистой пресной воды. В 1853г., по инициативе адмирала М.П.Лазарева, город, наконец, получил свой водовод. Проведение Лазаревского водовода связано с бурным строительством Адмиралтейства, являвшегося до середины позапрошлого века символом базы Черноморского флота.
Впервые план поступления пресной воды в город был составлен в 1823-1824гг. французом, инженером Антуаном Рокуром. Строительные работы начинались под руководством командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга, а продолжились – сменившего его адмирала М.П. Лазарева. В 1835г. император Николай I утвердил новый проект грандиозного строительства, составленный с учетом всех достижений технической мысли. Разработка проекта предприятий судоремонта и судостроения, проведение реконструкции центральной части города, а также переработка плана подвода воды А. Рокура были возложены на англичанина инженера-полковника Джона Уптона.
Чоргуньский акведук на реке Черная – один из шести акведуков, сооруженных в первой половине позапрошлого века и составлявших часть 18-километрового канала, берущего начало у с. Чоргунь (ныне – с. Чернореченское). Отсюда канал шел к Инкерманской долине. Этот участок водовода не тронуло время, и в 50-х годах ХХ в. он использовался как отводная трасса Чернореченского водохранилища. Далее канал следовал по прибрежной полосе Севастопольской бухты к Корабельной, где стояли доковые отделы Адмиралтейства. Бытует мнение, что в теплых севастопольских бухтах обитали морские древоточцы (корабельные черви). Древесина, пораженная огромным количеством этих моллюсков, быстро теряла свои механические свойства, и за год-другой деревянный корпус судна мог быть полностью источен. А в пресной воде корабельные черви погибали. И, поэтому сухие Лазаревские доки заполнялись пресной водой. Быть может и так.
К сожалению, использование водовода было недолгим. В период войны 1853-1856гг. основные его участки были взорваны соотечественниками Д. Уптона, а в Великую Отечественную канал был уничтожен полностью. Остался невредимым лишь Чоргуньский и фрагменты акведуков в Аполлоновой и Ушаковой балках.
Чоргуньский мост-акведук длиной 12м и шириной 4,5м выполнен из знаменитого инкерманского камня, легко режущегося и не требующего штукатурки. Бесфундаментные опоры моста имели основание – деревянные срубы, которые были уложены непосредственно на дно реки. Сверху вырублен отлив для воды, идущей самотеком.
О том, какими были Лазаревские мосты-акведуки изначально, свидетельствуют акварели Л.Ф. Лагорио.
Чоргуньский мост-акведук сегодня
Простояв почти два столетия, заброшенный Чоргуньский мост-акведук XIX века, на удивление, неплохо сохранился. Несмотря на отсутствие нескольких клинчатых камней и пяты в одной из опор, он и сейчас может эксплуатироваться по назначению. А обвивший арочные своды плющ и почерневший с возрастом камень лишь добавляют строению средневековый колорит.
Чоргуньский акведук на реке Черная – не единственный объект на пути нашего маршрута. Тропа вдоль реки, не обещающая ничего интересного далее, неожиданно приводит туриста еще к одному архитектурному памятнику – Чоргуньской башне. К сожалению, доподлинно неизвестно, кем, когда и для чего она создавалась.
Времени на осмотр уйдет немного, поэтому посещение этих объектов можно совместить, например, с поездкой в находящийся рядом пещерный город Мангуп-Кале, или на озеро близ него. Для детей будет интересно побывать на ослиной ферме, которая находится здесь же.
Экскурсию по историческим местам Черноречья лучше планировать в теплое и сухое время. Неудержимым романтикам, решившимся совершить поездку в непогоду, нужно учитывать, что грунтовая дорога для легковой машины грозит непроходимостью.
Как добраться до Чоргуньского акведука
Из Севастополя:
Доехав до Ялтинского кольца, нужно двигаться в сторону Ялты до поворота на с. Хмельницкое, и далее ехать, не сворачивая. Возле указателя Чернореченское будет крутой поворот направо – съезд на грунтовую дорогу. Еще 400 м – и мост.
Из Балаклавы:
Проехав «Шампанерию» завода «Золотая Балка» и железнодорожный переезд, через 200 м нужно сделать крутой поворот направо, и, доехав до трассы Севастополь-Ялта, двигаться в направлении Ялты до поворота на Хмельницкое. Далее – см. выше. До с. Чернореченское с 5 км Балаклавского шоссе есть автобусный маршрут No40.
Из Бахчисарая:
На 38-м км, у п. Сирень, есть дорожная развилка. Влево от основной трассы отходит шоссе, ведущее на плато Ай-Петри. Доехав до с. Танковое, на развилке нужно повернуть направо, и, не сворачивая, двигаться до с. Чернореченское.
Общественного транспорта в Чернореченское из Бахчисарая нет. Можно доехать проходящим автобусом Симферополь-Хмельницкое. А далее – несколько минут пешком.
Совершая экскурс по историческим местам Черноречья, и останавливаясь на пикник в зеленой долине, следует помнить, что заброшенный Чоргуньский мост-акведук XIX века не является объектом посещения организованных экскурсионных групп, поэтому для полного погружения в «средневековье» все «следы современности» рекомендуется увозить с собой.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.