Автобусные путешествия. Преимущества и недостатки

Опубликовано: 26.12.2018 Категория: Авторский очерк

Автобусные путешествия – довольно специфическая разновидность трипов. Если они не понравились с первого раза – лучше никогда их не использовать… Таким образом, у этого вида существуют или горячие поклонники, или ярые враги, гневными отзывами которых переполнена сеть. Наряду с другим транспортом туристический автобус уверенно занимает свою нишу. Почему это так, и в каких типах вояжей используется популярное средство передвижения? Ответу на вопрос посвящен наш лонгрид.

Автобусные экскурсии

Среди «пакетных» поездок для скитальцев, обожающих мягкие кресла, первое место занимают автобусные путешествия. Дорожный агрегат группового сухопутного тура пройдет везде, где есть асфальт. А летом в некоторых ситуациях достаточно и грунтовки. ЖД-пути и взлетно-посадочные полосы басу не нужны. Тут выгода очевидна.

Автобусный туризм на службе у однодневных прогулок завоевал популярность в 70-е годы прошлого столетия – у британских фанатов трансграничных путешествий. В быстром режиме за небольшую цену первая группа с туманного Альбиона посетила несколько европейских стран, подав, тем самым, пример для миллионов последователей. Флагманами направления стали однодневные вояжи во Францию. А сегодня автобусные маршруты по Европе имеют широчайшую сеть. Один из самых популярных сервисов по бронированию европейских автобусных маршрутов – Flixbus.ru, по России и странам СНГ рекомендуем интеграторы маршрутов Autobus.Travel или Busfor.ru

В России автобусные перевозки в туризме «прописались» в 90-е годы того же века. И все же участники тех самых поездок были больше вдохновлены не видами из окна или рассказами экскурсовода, а приобретением дефицитных товаров (о первых шоп-турах будет ниже). Города «Золотого кольца России» для обитателей Москвы стали первыми целями однодневных «автопроменадов». И тут стоит перенестись в более давние времена. Часовые или двухчасовые прогулки по своим историческим центрам агентства Москвы, Ленинграда и Калининграда предлагали приезжим еще в эпоху СССР. При помощи мегафона такую услугу рекламировали и гиды главных городов советских республик (громко встречающие гостей прямо на вокзалах). Памятники, музеи, церкви, реки, старинные или просто популярные здания, а также их биография – приехавший к кому-то в гости или в командировку советский гражданин (транзитник с круиза) мог узнать про все эти достопримечательности в салоне "Львовае", "ЛИАЗа" или "Икаруса" с табличкой «Экскурсия по городу».

Лишь в наше время однодневные автобусные туры окончательно разделились на «торгово-развлекательные», паломнические и, собственно, экскурсионные (связанные с посещением культурных памятников или учреждений, исторических и природных достопримечательностей).



Понятно, что красоты последней из указанных в скобках категорий связаны с таким феноменом как загородная поездка. А она включает обзор гида во время следования к точке, осмотр самой рекреации и перекус (в виде пикника или обеда в заранее «забронированной» сельской закусочной). Отличие  таких коротких маршрутов в их бюджетности, а также в непродолжительности самой дороги. Не успевают затечь конечности. А это очень важно для маленьких детей, пожилых и больных участников тура. Как правило, загородными являются вояжи не только в природные, но и в культовые локации (к храмам, монастырям, пустыням, часовням, памятникам в честь святых и т.д.).   

Многодневные автобусные туры

Иногда даже внутрироссийский автобусный туризм касается многодневной дороги. Ведь программа многих туров подразумевает пересечение сразу нескольких субъектов федерации. Для жителей центральных и сибирских земель России такими вояжами являются поездки на курорты Крыма, Ставрополья, Кубани, в горы (в автономии Северного Кавказа). Южане, наоборот, потратят не один день, чтобы изучить любопытные города и села Золотого Кольца, Ленинградской области, Карелии, Урала и Сибири. Отдельный пункт – Калининградская область. Это как бы и российское, и заграничное путешествие.

3, 4-дневные, недельные и даже более продолжительные автобусные путешествия для россиян теперь не редкость. Самые доступные связаны с государствами Таможенного Союза (Белоруссией и Казахстаном). Но ТОП-3 популярных требует оформления визы.

То есть теперь мы говорим про автобусный туризм по Европе, а также связанный с ним отельный, ресторанный и музейно-экскурсионный сервис (чаще всего инклюзивный). Автобусные туры из Москвы наиболее востребованных у соотечественников направлений – Беларусь и Польша, Беларусь-Польша-Чехия и Беларусь-Польша-Словакия-Чехия-Германия. Они подразумевают кучу времени для прогулок и дополнительные услуги.

Автобусные шоп-туры

Мы упоминали: для россиянина «магазинные» автобусные путешествия знакомы еще с бурных 90-х. Особенно жителям приграничных местностей. Ездили не за впечатлениями и сувенирами, а за тем, чего нельзя было купить на малой Родине. За колбасой и сосисками – в Москву, за мандаринами и апельсинами – на Кавказ, за мебелью – в Финляндию, за обувью – в Польшу, за шубами, дубленками, «ювелиркой» и модными «шмотками» – еще дальше (в Германию, Италию, Францию или Грецию). Самое интересное, что географическая специализация такого феномена как автобусный туризм, в основных чертах не изменилась до сих пор. Добавилось разве что пивное направление – в Чехию. И комплексное – «галопом» чуть ли не по всему Евросоюзу. Проживание, конечно, разделилось на «трехзвездочное» и элитное. Да «автовагоны» стали роскошнее.

Сейчас рейтинговые автобусные перевозки в туризме связаны с приобретением не только материальных благ, но и сопутствующими развлечениями – походом в парижский Диснейленд, Берлинский музей, Афинский Парфенон, экскурсией в польские старинные костелы или в пражский Стари Град, а также посещением финских природных урочищ.



Автобус как самостоятельный транспорт

Также распространены автобусные перевозки в туризме «самоходном» (его еще называют «диким»). Узнаете расписание пригородных рейсов тех населенных пунктов, которые обозначены на вашей карте и вперед! Каждый памятник истории, культуры или природы находится близ определенного села или городка. Ваше передвижение состоит из перемещения с одной автостанции (автоплатформы) на другую. В регионах с восхитительными шоссе (а особенно тех, через которые «бегут» федеральные магистрали) такой тип странствия иногда окажется даже дешевле и быстрее автотуристического. Наше Отечество среди большинства стран СНГ лидирует по количеству автодорог! По отзывам «бывалых», это больше касается Московской, Тульской, Ленинградской и Калининградской областей, Краснодарского и Ставропольского регионов, трех республик Северного Кавказа, городов «Золотого Кольца», окрестностей Екатеринбурга и Казани.

Самостоятельные автобусные путешествия ценны тем, что по пути вы можете получить от попутчиков (аборигенов понравившихся вам мест) краеведческие сведения, не известные ни «официальным» гидам, ни блогерам-путешественникам, ни Википедии. Мало того, эти люди могут направить доморощенного исследователя к любопытным локациям, не обозначенным ни на одной туристической карте. И поведать их историю.

Используя в своей туристической практике такие автобусные туры, не забывайте, что нужно садиться у окна. А к фотоснимку достопримечательности следует готовиться заранее (с помощью атласа автодорог или встроенного в гаджет навигатора). Ведь в салоне не будет гида с плановой фразой «А сейчас мы будем проезжать…». Да и на чистоту окон, к сожалению, тут рассчитывать не придется. Если вашим средством передвижения на время стала «заштатная» Газелька или убогий ПАЗик…

И все же в некоторых областях России автобусные путешествия, касающиеся рейсового междугороднего или пригородного транспорта, в последнее время становятся все более комфортными. Так что не стоит опускать руки… А особенно с кнопки фотоаппарата.

Преимущества и недостатки автобусного туризма

Недостатки

Автобусный туризм ассоциируется с многочасовым нахождением в сидячем положении. Некоторые его переносят нормально лишь в тех случаях, когда не надо упираться коленками в сиденье соседа. Нет проблем? Вы среднестатистического роста? А что скажете после того, как впереди сидящий откинет спинку. И еще. Не забывайте, что в XXI веке экономия бензина в случае малого количества покупателей билетов (или туров) привела к использованию мини-басов. Кстати, и они от тех же компаний, которые производят длинномеры – «Мерседес», «Скания», «Рено»... Результат рационализма – теснота даже для людей небольших размеров. Повторимся, автобусные путешествия – специфическая разновидность трипов. Будет ломить спину. Заноют ноги. Затечет шея.



Недостатки автобусного туризма заключаются еще в том, что он не предполагает отправления естественных нужд в любое понравившееся вам время. Для них отводятся минуты в процессе остановок на неких точках маршрута. А ночью перерыв между такими процедурами может составить и 3 часа! Это не поезд, где вы запираетесь и умываетесь… Впрочем, время «сараев» сегодня подходит к концу. И салоны оборудуются биотуалетами.  

Многодневные автобусные туры мало подойдут путникам, страдающими нарушениями сна. Неудобные позы, дефицит личного пространства, ночные остановки, шум от храпа, ерзанья, шелестенья и «мобильного» разговора соседей заставят «жертв» продолжительных автопоездок проклинать тот день, когда они купили «чертову путевку». Старайтесь приобретать путешествие, включающее как можно меньше ночных переездов. 

Преимущества

Говоря о положительных качествах, автобусный туризм, известен целевым характером поездки. Вы следуете строго из пункта «А» (где экскурсантов ждет провожатый) в пункт «Б» (который и является конечным пунктом трипа). Вам не нужен дополнительный трансфер (с причала, ЖД-вокзала, аэропорта или обычного рейсового автовокзала). Плюс!

Наконец, тематический автобусный туризм позволяет увидеть из окна больше, чем в ситуации с поездом. Ведь, как правило, все ЖД-пути проложены вдали от каких-то интересных строений или живописных урочищ. «ЖД-ландшафт» – это гаражи, «вечный» пригород, промышленная зона, а в случае с республиками Северного Кавказа – многокилометровая оптовая база, которой не видно ни конца, ни края. Слегка уныло. Да? Разумеется, с борта круизного лайнера все намного красивей. А изучаемый горизонт перемещается медленней. Но многие не переносят морскую болезнь или цену на круиз. Итак, большой охват достопримечательностей в результате использования нужных дорог.



А еще недостатки автобусного туризма с лихвой компенсируются историческим или культурным обзором гида, часто включающим ответы на ваши вопросы, шутки и даже викторины! Вы не скучаете в дороге, «мучаясь» кроссвордом, второсортным чтивом с электронного гаджета или очередным разговором «ни о чем» с соседом. Путешествуя в мягком салоне, вы проезжаете именно те места, которые и хотели увидеть. А по пути водитель иногда притормаживает рядом с сопутствующими достопримечательностями. Для удобства фотосессии… Попробуйте ее осуществить из окна мчащегося состава дальнего следования, электрички, или поднявшегося на высоту 10 километров лайнера! Регулярный же автотранспорт останавливается только на остановках или автостанциях.

Многодневные тематические автобусные туры позволяют отстраниться от организационных вопросов. Жилье с питанием (в транзитных отелях), а также входы в музеи и заповедники в большинстве случаев уже включены в стоимость приобретенного продукта. Остается только внимательней слушать гида, дабы знать ЧТО, ГДЕ и КОГДА. 

Теперь вам знакомы все  плюсы и минусы автобусных путешествий, а также большинство обстоятельств, при  которых используют описанный вид туризма. Остается привести «крылатизм», придуманный христианским социалистом Робером де Ламенне. «Когда путешествуешь, главное – не забывать, что смысл – в самом путешествии, а не в его конце». Поэтому вас должно радовать качество перевозки. Выбирайте самое лучшее!