Река Вычегда пугает владельцев лодок, байдарочников и купальщиков таким явлением как суводь. Из-за слишком большого количества излучин и очень сильного течения у воды появляется вращательное движение, способное утянуть в омут. Оно поджидает за любым сильно вдающимся в русло береговым выступом. Правда, такая опасность часто сходит на нет. Благодаря одному весомому обстоятельству. Самая частая глубина на реке – всего 2 метра. И нередко встречается даже 50-сантиметровый перекат.

Общее описание

Река Вычегда в длину 1 130 км. Ее бассейн – 121 000 квадратных километров. Максимальная ширина достигает 990 метров (к западу от Коряжмы). Средние значения составляют 500 м. Глубина колеблется от 0,5 до 6 м. Поток пересекает республику Коми и участок Архангельской области. Общее направление – юго-запад-запад. Расход воды 1160 куб/сек (очень полноводна). Питание снеговое и подземное. Имеет 1 137 рукавов (включая многочисленные ручьи). Главные из них – Воль, Вишера, Вымь, Сысола и Елва.  

Река Вычегда появилась в эпоху одного из оледенений, одновременно со всем северным участком Русской равнины. А ее древнейшее население пропало вместе с последним ледником (он тут задержался надолго). Автохтонов сменил народ, предположительно «отколовшийся» от индоевропейской общности культур Шнурованной керамики. Он – единственный оставшийся на Вычегде из всего арийского массива. И почему-то двинулся на север, ассимилировавшись с предками коми. А затем его потомки вернулись на «насиженные» места. Произошло это не ранее 10 века. Зыряне дали имя указанной водной «артерии». «Выч» переводится «мокрый луг». «Игда» – «поток». Первое русское описание реки Вычегда содержится в новгородских грамотах 12-14 веков. В них значится, что кроме новгородцев в колонизации этих мест участвовало родственное им население с «Поморья» и «Вятских заимок». Этой волне удалось закрепиться лишь на реке Вымь.

 

«Столицей» колонии стал погост Усть-Вымь, а позже – Яренский городок. В конце 15-го –18-м веках проходит второй этап расселениях наших предков на земле «перми вычегодской». Он сильнее был связан с миссионерской деятельностью представителей православных монастырей. Намеки на главного христианизатора племен коми (устюжанина Степана Храпа, получившего титул «Пермский») имеются во многих абзацах главы о достопримечательностях. С XIX века река Вычегда находится в одной из активных экономических областей лесозаготовки и лесосплава. Появляются пристани, на которых или грузили баржи, или укладывали кругляк «плотами». Применяли водоем и как трассу – на пути к Северному Приуралью. А оно, как мы знаем, также активно осваивалось. В трудные времена, наоборот, вычегодцы помогали западным областям. К примеру, в Смуту они бросились спасать Галич от разбойной многонациональной шляхты из Речи Посполитой. Далее ближе к устью реки Вычегда русское население в промышленных масштабах изготовляет бумагу и варит соль. В то же время отдаленные «медвежьи углы» типа Яренска или Усть-Выми перестали развиваться. Они используются с конца 17-го века как ссыльные остроги. В позапрошлом столетии в них в общей сложности содержалось до 1 000 ссыльных. Транспортное использование реки Вычегда тоже больше касалось низовий. По здешнему фарватеру ходили даже колесные пароходы. Отсюда суда выходили на Северную Двину. Никаких ГЭС или плотин на водоеме не появилось. В советскую эпоху вдоль русла организовали 3 стратегических заказника. Но в то же время на этих берегах расцветают рыболовные и охотничьи угодья. Часто лишь они спасали спецпереселенцев, доставляемых сюда в 30-ых годах прошлого века, этапом. Сегодня на реке организованы взрослый и детский сплавы.

Исток и устье реки Вычегда

 

Исток реки Вычегда находится на слиянии двух малых водоемов – Лунвож и Горзанъель. Речь идет о заболоченных котловинках между невысоких взгорьев на южном подступе Тиманского кряжа. Это Усть-Куломский район республики Коми. Исток реки Вычегда – поток шириной в 80-90 сантиметров, быстро полнеющий по мере стекания в долину между описанными предгорьями и Северными Увалами. Рекреация густотаежная.

Устье реки Вычегда – вход в Северную Двину у города Котлас. Имеет ширину 600 метров. Административно принадлежит городскому округу Котлас Архангельской области (на юге) и одноименному району (на севере). На левом берегу разговор идет о промышленном пригороде, на правом – о низко лежащем отрезанном старицей займище.   

Бассейн реки Вычегда

Весь путь искомого гидрологического объекта (начиная с южного предгорья Тиманского кряжа) проходит на одном ландшафте – в густых зарослях ели, сосны и березы. Заболоченные низменности и, наоборот, мелкие холмы подходят к воде регулярно. До превращения в полноценный водоем река Вычегда двигается хаотично, делая огромные излучины, а внутри них частые петли. Пополняется притоком Воль. Только при пересечении с местечковой дорогой Верхнеижемский-Вольгорт водоток впервые достигает в ширину 30 метров. Далее рядом появляются старицы. В среднем течении река Вычегда украшена уже не ручьями, а малыми реками. Она выходит на равнину, которая продолжает пространство между Тиманским кряжем и Северными Увалами. С восточной кромки в районе Мыелдино смыкается с гигантским болотом. Пополняется Немом (поселок Усть-Нем). Незадолго перед этим теряет с правой стороны лес. Далее она уходит значительно южнее, вбирая в себя Вишеру (Сторожевск), Сысолу (Сыктывкар), Ёлву и Вымь (Усть-Вымь). Все это время с более низкой стороны в долине теснятся небольшие озера. Поэтому на следующем, нижнем, участке течение реки Вычегда расширяется уже до 400-450 метров. В русле начинают попадаться острова. За Жешартом река с периодичностью разбивается сначала на 2-3 банка, а позже снова собирается в целый поток. За деревушкой Ирта она сильнее уходит на юг. За островом Кобыльим с займищной стороны к кромке снова подступает естественный дендрарий. На упомянутом отрезке пойменного ландшафта бассейн реки Вычегда собирает последние значительные притоки. Кусочки суши в котловине становятся шире и вытянутее. Между Княжицей и Заостровьем вдруг выскакивают крупногабаритные острова. Берега низкие. За Коряжмой бассейн реки Вычегда расширяется до максимума – 990 метров. Ближе к устью (о нем мы поведали выше) водоем еле заметно сужается. Минует Сольвычегодск и остров-гигант Королев. Напротив Котласа леса на обеих сторонах не остается.

Достопримечательности реки Вычегда

Заказник «Вычегда»

 

Течение реки Вычегда входит в «полноценное» русло лишь в пределах Пузлинского лесничества (крохотная весь Пузла стоит прямо на реке, а охраняемое пространство простирается восточнее). То есть это вычегодская сторона лесничества. Березы и осины мало (первая начинает преобладать намного севернее – в приполярной тайге). Подавляющая площадь занята сибирскими ельниками и сосной обыкновенной. Естественными границами запретника считаются совсем уж гиблые болота. Много брусники, черники и голубики. Из грибов повсюду сверкает волнушка (в огромнейшем количестве), лисички и сыроежки. Реально также собрать богатый урожай морошки и клюквы. Тут обитают 100 видов птиц и 38 разновидностей млекопитающих.

Село Помоздино

 

Здесь также хороши стоянки на реке Вычегда. Тем более что не так уж много мест на планете, куда приземляются космические странники. А дело в том, что как-то в Помоздино нашли метеорит размером 15 х 5 х 5 см. Весит он 327 грамм. Сначала, конечно, увидели, как он ярко рассекал атмосферу. Потом уже несколько местных бросились на его поиски. Астрофизики считают, что пришелец когда-то принадлежал астероиду с условным наименованием Веста. Помоздино эволюционировало из заимки в село недавно – в 2006 году. Если бы не метеорит, про него так никто и не узнал бы. Теперь же этот топоним широко фигурирует в разных информационных ресурсах. С рекой это поселение соприкасается высокотравным низменным лугом. Песчаной отмели тут нет. Луг не является заболоченным и годится для разбивки палаточного городка. Правда, ближайшие дрова находятся чуть севернее – на хуторке Выльгорт. Словом «выльгорт» местные обычно обозначали все слободы – оторвавшиеся от основного массива дворы.     

Поселок Усть-Кулом

 

В устье водной «артерии» Куломью («рыбная река») стоянки на реке Вычегда тоже привлекают путников. Помимо пополнения запасов (поселок имеет много магазинов, являясь райцентром) обязательно следует осмотреть достопримечательности. Ну а рыбаки все поняли уже из перевода названия этого рукава. Подход к Усть-Кулому начинается огромным займищем по левую руку, а продолжается участком русла с 2 островами. Именно они и смотрят на центральный прибрежный променад, роль которого выполняют 2 улицы – Набережная и Береговая. Мысок низкий, с плавным заходом, имеет даже песчаные пятаки, но очень короткие. На двух образовались официальные «купальни». В глубине мемориал Воинам ВОВ и удобная площадь перед районной администрацией. На улице Центральной сохранились церкви Петра и Павла. Недействующие. Недалеко бьет источник Святого Николая, на который «накинули» стену и крышу. К нему ведет тропа.

Поселок Корткерос и аномальная зона «Языческая роща»

 

На этом кусочке Земли (частично выходящем на побережье водоема-притока) много тайн открывает река Вычегда. Рыбалка и охота сразу отходят на второй план... Во-первых, поселение основано неизвестно когда. Возможно, в эпоху первых коми. Русские начали селиться в нем в 1608 г. Нанесли на карту обозначение «деревня Кортовская». Аборигены продолжали называть местность Корткерос («Железная Гора»), считая, что они и сами на ней пришельцы. Настоящие хозяева – великаны, последний из которых (Корт-Айка) был даже неоднократно замечен. Его «убил» крестным знамением христианский миссионер Стефаний (пришел из колонии Усть-Вымь). Великаны охраняли залежи железа. Поэтому речушки и озера имеют в гидронимах корень «корт». Разумеется, именно руда и стала той притягательной силой, которая влекла сюда подданных Российской империи. И к 1678 году комяцкая и русская веси слились в одно целое, так как количество дворов у колонистов постоянно увеличивалось. В 18 столетии прирост населения продолжался. Сначала посад стал центром волости, а с 1939 г – одноименного района Коми АССР. В наши дни наибольший диаметр муниципии равняется 5,3 километрам. Внутри есть храм Иоанна Богослова и Камень-Знак, поставленный на символической точке возникновения села. Музей городка (Центр Коми-культуры) заслуживает особого внимания. Помимо знакомства со старинными артефактами, бытом и древними традициями местного населения его сотрудники способны рассказать и о так называемой Языческой роще. По указанной уже причине город располагает сразу 2 набережными, но все они «сельские». В стороне от жилых секторов находится песчаная отмель. Однако она является частью Языческой Рощи. Палаточная стоянка на ней платная (о сервисе этого комплекса ниже).  

 

Языческая роща привлекает теперь не только организацию «Космопоиск». Сюда даже высаживают юных участников организованных байдарочных сплавов – настолько популярна данная точка. Лес имеет строгую форму дуги – будто ее аккуратно высаживал какой-то великан, делая разметку. Возможно, Корт-Айка. Великан из легенд коми-зырян, хозяин всей земли, которую сейчас официально называют Корткеросским районом. Но главное – здесь почему-то погибает все живое: грызуны дохнут, птицы не поют, деревья какие-то «согнутые в рог» или просто слегка кривоватые. Некоторые сплетены стволами – как в косичке! «Центральная» опушка показывает вообще странные фокусы, меняя плотность пространства. Используя обычный язык, заметим: выйти из загадочного уголка можно совсем не там, где рассчитывал. Например, на 50 километров дальше. Добираются сюда через улицу Советскую. Сейчас уже есть указатели. Путникам требуется попасть на протоку Кортвис. Ее низовья и занимает данный этнографическо-аномальный комплекс, украшенный деревянными идолами, сказочными героями, официальной палаточной стоянкой, самодельной парковкой, Троном Корт-Айки и Матушкой-Сосной (она-то и была когда-то главным святилищем необычных комяков Корткероса). У других причудливых «зеленых братьев» тоже появились прозвища – Баобаб, Дерево Чудес, Рог Мамонта, Большая Лапа Лешего, Ведьмино Колено, Дикобраз и несколько прочих.

 

Остается добавить, что тут присутствуют беседки для отдыха со столами. Настоящие же чудеса, как вы, наверное, догадались намного дальше «матрасного» бивуака. Они происходят в глубине этой части района. Названия существовавшего когда-то поселка, возглавлявшего лесничество, стерто с карты еще во времена СССР. Внезапно люди там стали сходить с ума. Убивать друг друга или заниматься самосожжением. Лесничество разваливалось на глазах. Никто не хотел сюда ехать.

Агломерация Выльгорт-Сыктывкар и Белоборский заказник

Сплав по реке Вычегда останавливаем снова. А многие, наоборот, именно тут его и начинают. «Выльгорт» в переводе с диалекта зырян – «новое жилье». Большей частью городок лежит на реке Сорд и в займище его приточных ручьев. Лишь околицей попадает на Сысолу. Он непосредственно примыкает к Сыктывкару с юга, являясь «парадным выходом» большинства байдарочников в Вычегду. Ведь распространен обычай устремляться к ней именно из Сысолы. Даже Сыктывкар поначалу назывался Усть-Сысольск! Русский погост появился тут не ранее 1586 года – под именем «деревня Алесеевская». Любопытно, что на карте появилась не фамилия, а отчество первожителя. Иван Алексеевич обитал вблизи комяцкого поселения с семьей. В этом же году вокруг его заимки образовались еще 19 крестьянских дворов. В 1693 году колонисты построили даже Сретенскую церковь, вокруг которой начал складываться посад священнослужителей. Со временем сюда приближались и дома аборигенов. В 18 столетии 3 деревни уже были единым целым. Затем поставили еще одну церквушку. В 1870 году открылось мужское земское училище (с середины столетия действовала только церковно-приходская школа). В первой четверти XIX века в селении появляются торговые лавки, баня, аптека, ателье, изба-читальня и цирюльня. А в годы ВОВ тут начали шить разнообразную обувь. Центральный пятак южного сыктывкарского пригорода – большой Евфимиевский храм.

 

Севернее (за улицей Пермской и турбазой «Визибож») начинается собственно Сыктывкар – административный центр республики Коми. Он вырос на Сысоле. В точке ее впадения в Вычегду имеет уже крайние массивы. Только в 10 веке сюда пришли коми (двигаясь, видимо, по Сысоле). До этого урочище принадлежало племенам, обитающим здесь с 3 тысячелетия до нашей эры. Археологи уверены, что их традиция существовала непрерывно до самого прихода зырян. Но дело в том, что и зыряне уже никого здесь не застали. Что произошло с таинственными людьми Гляденовско-Ванвиздинской культуры? Этого никто не знает. Известно только, что это были исключительно охотники и рыболовы, умевшие делать все из кости, камня и дерева, а также ткать. Трупы родичей они сжигали. Ко 2 тысячелетию до нашей эры научились разводить домашний скот и обрабатывать железо. Кстати, село Ванвиздино также находится на Вычегде. Но оно ничем не примечательно кроме всего одного раскопа. Видимо, «ванвиздинцы» двигались вниз по реке – более поздние их стоянки находят к северо-востоку от описываемой агломерации.

 

Благодаря украшенной отпечатками шнура керамики существует предположение, что этот народ принадлежал культуре Шнурованной керамики. Этот ее поток тысячелетиями не воспринимал посторонних традиций (в отличие от других ветвей огромной этнической общности). То есть это были «застрявшие» на Русском Севере белые европеоиды (предки германцев, балтов и славян). Основная их часть ушла на запад, а затем на юг. Некоторые оказались даже в центре Европы. А вычегодские кланы плавно смешались с предками коми-пермяков и коми-зырян, увлекаемые своими новыми «родственниками» намного севернее Вычегды. За северным оленем. На «ванвиздинские» места обитания через сотни лет пришли потомки того смешанного народа. Изкар – остатки городища, которое коми обнаружили коми 10 веке. Повсюду под землей они находили кости высоких физически развитых людей (нордидов – «винвиздинцев»). Поэтому у них родились мифы о великане Корт-Айке. Долгое время территорию нынешнего Сыктывкара почитали Священной Рощей, а поэтому заселяли эти места только в 16 веке. Это делали уже православные коми-зыряне, не пугающиеся духов предков. Причем, помогали им русские первопоселенцы. В одном из европейских атласов 1570 года значится Пермевелиск (на новгородском диалекте – «рожденный пермью великой»). Топоним дает понять, что северные русичи признавали за первых хозяев именно «пермь» (так они называли всех коми). Через столетие такое имя было уже неактуальным (русских стало больше). В итоге появился «географический» топоним Усть-Сысола.

 

В 1780 году поселение разрослось настолько, что ему дали статус города. Тут было 324 дома и деревянная церковь посередине. Главным направлением занятий явилась охота на белку (именно здесь ее больше всего). Но символом муниципии стал иной зверь. Спящий в берлоге медведь. Он всегда мешал охотиться, его продолжали почитать, вспоминая языческие страхи. На границе с позапрошлым столетием в городе торговали уже 1753 купца. Так как была устроена завидная инфраструктура, сюда стали подтягиваться сотни коми из других мест. В 1833 году имелось 487 жилых дворов. В XX веке среди населения снова стали преобладать коми. Большевики подарили им национальную автономию. У города появилось имя на родном языке. «Сыктыв» – аборигенное название Сысолы. «Кар» – город. В 1930 году тут открылся лесозавод. Ныне агломерация имеет в длину 31 километр. Сегодняшний региональный центр может похвастать аэропортом, лесо-рыбацким портом, пристанями и ЖДВ. Вычегодская кромка известна гаражами, отдельными избами, лесозаготовительными предприятиями и дремучим лесом. Вся «цивилизация» доступна со стороны Сысолы. Имеются в виду храм Стефания Пермского, парки по улице Кирова и живописная рекреация в Курульской Курье.

 

А среди городских красот – монумент Трудовому народу. Также радует глаз экспозиции Центра истории просвещения, показывающие все этапы культурных изменений местных коми. Большое внимание уделено традиционному быту. На улицах сохранилась архитектура «сталинского ампира». В историческом музее вам поведают больше.

Беолоборский заказник (Белый Бор) встретится через реку от северных городских районов. Когда-то Белый Бор был длиннее, доходя до Усть-Выми. До «столицы» новгородско-поморской колонизации «перми вычегодской». Частично заказник связан с усть-вымскими древностями. Но все они переданы в музей Сыктывкара. Что касается природы, растительность резервата состоит из мелколиственных лесов с примесью сибирской ели и сосны. Ближе к берегу заливные луга разного состава флоры. Пространство занято террасами, сложенными песком и соснами. Тут же озера, старицы, болота переходного типа. Поэтому часть ООПТ отрезана этими препятствиями от коренной береговины. Сосудистые растения «Белоборского» включают 226 наименований.

Айкино: село, заказник «Виола», городище Карыбьйыв

В районе гирлы Шежамки река Вычегда приводит нас в Айкино («айк» на языке коми – «человек»). Возникла деревня еще в начале 1608 года. Изначально значилась как «Айкинская». Костяк населенного пункта – дворы двух русских первопоселенцев. В 30-ых годах тут начал действовать трудовой лагерь. Дальнейшая судьба села связана с историческим туризмом. Сюда приезжают посмотреть на откопанные останки первого русского поселения (12-13 веков). Карыбьйыв дислоцируется в одноименной деревне, а точнее в 2,5 километрах к югу от последнего двора. Дело в том, что до полномасштабного («московского») заселения земель «перми вычегодской» существовало еще поморско-новгородское (12-14 веков). Многие тогдашние колонисты не смирились с христианством и попросту сожгли много русских форпостов. Видимо, Карбьйыв ждала такая участь.  

 

Обозначенный в заглавии заказник располагается на землях Айкинского лесничества, в 1,5 километрах к северо-западу от описанного населенного пункта. Тут текут речушка Немыд и ручей Рудзега-вож. Цель запретника в том, чтобы сохранить реликтовый биотоп – кусок эндемичной тайги (ольхи, ели, сосны, малых растений и лишайников). Разрешен только сбор грибов и ягод. С северо-запада проходит распашная противопожарная полоса. Потеряться здесь невозможно. Эта искусственная просека выведет на авто и на ЖД-пути.

Города-спутники Коряжма и Сольвычегодск

Сплав по реке Вычегда завершается. Но перед «финишем» путешественники навещают названные в заглавии населенные пункты. Коряжма лежит на южной стороне. Она родилась как русское поселение еще в 1535 году (архангельских коми «покорили» на столетие раньше, чем вычегодских). Находящаяся неподалеку зырянская весь уже имела такое название – от реки. Но сама идиома переводится не с коми, а с поморского. «Место, где много коряг». Дело в том, что поморы пришли сюда до «московитов». А их язык – смесь новгородского, вятского и финно-угорского диалектов. Итак, 16 век. Русская биография поселка началась с обустройства Николо-Коряжемской мужской обители, устроенной здесь монахом Павло-Обнорского монастыря. Лонгин привлек к монастырскому посаду много пермяцкого населения. Появилось село. В 17 веке монахи высадили кедровую рощу. Ныне она – часть города. Является охраняем памятником природы. В 1746 году продолжатели его миссионерской деятельности поставили церковь Спаса Нерукотворного. Сейчас это самое старое зданий города (из сохранившихся). В 1916 году Рябушинские основали здесь писчебумажную фабрику, и население продолжало увеличиваться. В 1917 г. она закрылась. Зато через 13 лет запустился целлюлозный завод. Производит мелованную бумагу 1-го сорта. Еще через 7 лет близ Коряжмы начали искать нефть, но отыскали минеральную воду. С 1969 г. она подается в ближайший профилакторий. Мало кто знает, но в советские времена активно использовали аэросани. А в 1941 году в Коряжме даже разместили Котласское аэросанное училище. Монумент «Аэросани» не трудно отыскать во время прогулки. В свое время также образовался филиал ГУЛАГа. И все же на городской герб попали только 3 исторических бренда: монастырская кедровая роща, храм и моток мелованной бумаги.

 

Немного о последнем. От запаха сероводорода гостям города режет глаза. Чтобы изготовить один моток, в воздух приходится выбросить огромные объемы побочного продукта. На реку 7-километровая агломерация выходит 2 идеальными песчаными пляжами. В глубине от набережной красуются аккуратные, порой разноцветные квартала.

На другой стороне, чуть ниже по течению, сверкает крышами и куполами городок поменьше – Сольвычегодск, омываемый на востоке вытянутым заливом Полой. Его образовали русские люди с восточных (усть-вымских) поселков. Те были единственными, сохранившимися с поморско-новгородского заселения. Миссионеров прислало тамошнее «монастырское правительство», еще в 1492 году. Требовалось поставить монастырь и в этой точке. Идея удалась. Обитель получила имя Борисоглебской. В 18 веке предпринимались попытки построить еще и Введенский монастырь (стоит до сих пор). В пожаре 1770 года сгорело большинство документов, способных пролить хоть какой-то свет на тогдашний эпизод городской биографии. Точно известно, что зыряне называли город «Сол-дор». Откуда же во всех названиях корень «соль»? Просто первоначально люди селились у Соляного озера (его остатки в историческом центре города, с данной чаши истекает речушка Солониха). В XV веке на картах значится «посад Усолье». С конца упомянутого столетия на озере правда появились солеварни. Поэтому посад эволюционировал в городок уже в следующем веке. В дальнейшем на плане города «выскочили» Спасо-Обыденная и Благовещенская церкви.

 

Ныне они окружают с двух сторон изумительный пляж мелкого песка, являясь, по сути, символами населенного пункта. Ближайшие лесные массивы изрезаны огромным количеством грунтовых дорог. А с малышней реально порезвиться на причудливо расширенной кромке реки Овенка (также в «сердце» Сольвычегодска). Тут же краеведческий музей, рассказывающий всю историю колонизации этих мест. Среди экспонатов – монастырская утварь, изделия старинных промыслов. На стеллажах и  памятники древнерусской скульптуры, и народного искусства 12-14 веков. В том числе шедевры ткачества и вышивки. У дверей аутентичный Дом Кузаковых. Главная ценность здесь – произведения Строгановской иконописи. А главный персонаж лекции гида – Козьма Прутков, усадьба которого ждет посетителей неподалеку. Первоначально она являлась избой-читальней. Козьма Прутков – псевдоним, под которым творили братья Жемчужниковы в соавторстве с А. Толстым. Эти же три человека старались устраивать библиотеки по всем «медвежьим углам» России. По соседству и Дом Купцов Пьянковых. В Досуговом центре проводятся 2 фестиваля. Паром переправляет на южный берег. Здесь вас ждут густой сосновый бор, выходящий на самые широкие (во всей близлежащей местности) песчаные косы. В километре от ривьеры (в Козьмино) – неплохо сохранившийся останец церкви.

Туризм и отдых на реке Вычегда

 

Река Вычегда находится в холодно-умеренном поясе континентального климата, в зоне произрастания темнохвойной тайги. Ее пойма идеальна для палаточных походов, сбора ягод и грибов, охоты и рыбалки. Пересекается (сопровождается) несколькими ЖД-ветками, а также автомобильными дорогами: Котлас-Усть-Вымь, Усть-Вымь-Сыктывкар, Сыктывкар-Усть-Кулом, Усть-Кулом-Усть-Нем-Мыелдино, Усть-Кулом-Вольгорт. Кстати, в верховья попадают по зимниками. В Сыктывкаре аэропорт. Располагается в региональном центре и база для прыжков с парашютом. А катают на шаре и параплане.

В плане «диких» бивуаков река Вычегда готова предоставить очень живописные места. Часть урочищ описана выше, другая находится вблизи расположения таких локаций:

  • «Серегово»;
  • «Парма»;
  • «Зеленецкие Альпы»;
  • «Русские Горки»;
  • «Лесная Новь»;
  • дикие стоянки в Эжве;
  • «Визябож»;
  • База отдыха «У дяди Вани»;
  • База отдыха Зорникова;
  • «Майбыр»;
  • дикие стоянки на песчаных пляжах Эжвинского района Сыктывкара.

Пляжный отдых на реке Вычегда популярен исключительно в нижней половине. Отмели начинают попадаться от Корткероса. Выше песка не найдешь. Плавных заходов в воду мало. Дно перекатное. А возле села Маджи есть яма в 15 метров. Зато зимой по замерзшему льду или по лесным зимникам везде устраиваются гонки на собачьих упряжках или на снегоходах. А вот летом в Сыктывкаре, Коряжме и Сольвычегодске любят брать напрокат лошадей. Много конных маршрутов вдоль рек Сысола и Вычегда.     

Событийный отдых на реке Вычегда широко представлен  в населенных пунктах Выльгорт (концерт самодеятельной песни «Завалинка»), Корткерос (этнографический фест «Корт Айка»), Сыктывкар (съезд воздухоплавателей, украшенный культурной программой «Живой воздух», фольк-фестиваль «Сыктывкарса Тулыс»), Коряжма (съезд деятелей свободного творчества «Магия бумаги») и Сольвычегодск (арт-фестиваль Козьмы Пруткова, посвященный музейным работникам и мастерам старинных промыслов). От Подъельска до Пезмега стоят хутора, готовые официально принимать у себя туристов. Поэтому часто «водники» (особенно в рамках детских походов) идут именно по этому отрезку. Ребят знакомят со старинными формами ткачества, производством домашней утвари, животноводством, приготовлением пищи и даже росписью. Тут устраивают этнические праздники и ярмарки от мастеров. Песни, пляс, еда.

Сплав по реке Вычегда – самое распространенное в этом краю туристическое удовольствие. Платные группы набирают в Сыктывкаре. Люди идут на байдарках до Котласа. Имеет место экскурсионная остановка «Языческая роща». Там молодым людям открывают секреты первоначальных верований коми-зырян и коми-пермяков. А профи любят верховья, вставая на воду уже в районе заказника «Вычегда». Там вода пока крутит.

Рыбалка и охота на реке Вычегда

 

Всякой рыбой знаменита река Вычегда. Рыбалка познакомит вас не только с обычными щукой, окунем, сомом, сазаном, лещом и карасем, а еще и с семгой, сигом, стерлядью и налимом. Много уловистых мысков на Вычегде. Рыбацкое удовольствие запоминается в среднем и нижних течениях, часто именно на островах. В старицах встречаются голавль и язь. Процесс увлекателен как с побережья, так и с резиновой лодки. На  реке Вычегда рыбалка запрещена в нерестовых ямах с апреля по июнь (не включительно). Лов разрешен исключительно на 2 удочки. Водоохранная зона присутствует в заказнике «Вычегда» и на земле 2 других. Как везде в России лов стерляди и сига сильно ограничен.

На реке Вычегда рыбалку удобно будет совместить с охотой. В средней части Коми и Архангельского региона присутствует один режим охоты и единый набор промыслового зверья. Имеются в виду медведь, лось, кабан, волк, енотовидная собака, лиса и рысь. Есть мелкая пушнина – заяц-беляк, бурундук, бобер, белка. Далее песец, горностай, выдра и норка (отстрел этих четырех сильно ограничен). Среди летающей лесной дичи – тетерев, рябчик, вальдшнеп, глухарь и куропатка. Среди болотно-луговой – гусь серый, утка и камышеватки. Запрещены для промысла олень, кабарга, манул, белка-летяга, хищные птицы, журавли, лебеди и цапли. Верховья водного потока – по сути, сплошное угодье.

Охрана реки Вычегда

В верховьях охрана реки Вычегда не требует каких-то усилий. Ей ничего не грозит в дремучих безлюдных чащах. Проблема берегоукрепления встает лишь в поселениях, расположенных за устьем Нема. Однако опасность не имеет серьезного характера. В среднем фрагменте охрана реки Вычегда основывается на поддержании порядка на берегу. Слишком уж любят эти рекреации рыболовы и туристы. Причем многие не убирают за собой опасный пластиковый мусор. Да еще обожают ставить сети на рыбу. Теперь о другом. В Сыктывкаре устроены многочисленные огороженные зоны санитарной защиты. Но запрещенные стоки попадают в русло из других мест Сыктывкдинского района. В низах охрана реки Вычегда должна вестись активней. Здесь обнаружили органические загрязняющие вещества, а также соединения железа, марганца и алюминия. А на пространстве Котласского района и одноименного округа проводятся субботники.

 

Данное описание реки Вычегда показывает ее характер и все рекреационно-туристические возможности. А еще оно пытается открыть вам все зырянские тайны.