В российской истории немало интересных, необычных, а порой и ужасающих фактов. Одним из них является освоение Сибири после Великой Отечественной войны. Так, в далеком уже 1947 году руководством СССР был издан указ о проведении изысканий и строительстве порта и железнодорожного сообщения, связывающего «коммуникации трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Замечательные идеи претворялись в жизнь варварскими способами…!
501 стройка ГУЛАГа – железнодорожное полотно от Салехарда до Игарки – имеет несколько «народных» названий: «Дорога в никуда», «Сталинская», «Мертвая Дорога». Последнее наименование как нельзя лучше отражает суть того времени, когда на сложнейшей работе в нечеловеческих условиях трудились жертвы репрессий, ссыльные и политзаключенные. Условия были настолько тяжелыми, что территория, на которой проводились работы и стояли жилые бараки, даже не была ничем огорожена! Попросту некуда было бежать: бескрайние просторы Севера, скованные зимой морозами, а летом болотами и злющей мошкарой. Арестанты не только прокладывали полотно, но и делали себе жилье: сначала рыли землянки, потом стали возводить бараки.
Прокладка дороги длилась целых 6 лет – за это время более 100 тысяч пленных прошли через ад, тысячи так и остались лежать здесь – среди мхов и болот Надымского района. В 1952 году трасса начала работать, но постепенно движение сходило на «нет», как и финансирование. В итоге, спустя всего год с небольшим, было принято решение о временном прекращении функционирования полотна. После же смерти главнокомандующего товарища Сталина лагеря в скором времени расформировали, часть заключенных амнистировали, часть отправили на другие работы, о стройке забыли.
Фактически около 1000 км железнодорожного полотна, целые составы и паровозы были брошены в глухих лесах Сибири. Столько сил, финансов и возможностей было брошено на эту стройку. Человеческие же жизни, которые были угроблены здесь, вообще не поддаются бухгалтерии! Для чего? Достоверно неизвестно, сколько точно погибло людей, но официальные данные указывают цифру 3000 человек – скорее всего, она сильно занижена.
Ныне Мертвая дорога – это заброшенный участок, своеобразные памятник жертвам репрессий, место, напоминающие всем и каждому о страхе и несправедливости, олицетворяющее великое желание жизни и силы. Сотни километров труднопроходимого леса, заржавевшие вышки и паровозы, остатки бараков и сотни могил… Гигантский проект, грандиозная стройка, в которую утомленная войной страна вложила столько сил и жизней, теперь – безмолвная пустошь со следами прошлого. Правда, некоторые участки таки успешно эксплуатируются различными организациями.
Как бы там ни было, но уже несколько лет ведутся разговоры, что не должен труд заключенных пропадать даром, что не для того погибли тысячи людей. Разрабатываются проекты восстановления магистрали, ее обновления и заодно увековечивания памяти умерших пленных. А пока суд да дело, руководство Ямало-Ненецкого АО в 2011 году предприняло решительные действия по изучению бывшей 501 стройки: на Мертвую дорогу были направлены исследователи, которые составили подробную карту местности, с указанием всех объектов, зафотографировали и описали оставшиеся от сталинской эпохи паровозы, дрезины, стрелки, семафоры. Все это явилось толчком для развития «экстремального» туризма! Так, все чаще и чаще стали приезжать в регион гости со всей страны и зарубежья для знакомства с памятником той эпохи.
Добраться до объекта можно из Салехарда или Надыма. Есть несколько путей, о которых лучше спрашивать у жителей уже на месте. Если не пугает ночевка в тундре, да в такой атмосфере, то стоит запастись на зиму теплыми вещами, а на лето средствами от комаров и гнуса. Остановиться также можно попробовать у местных жителей или в гостиницах близлежащих городов.
Хотя Мертвая дорогая – ужасающее и шокирующее место, интерес к нему возрастает день ото дня. Зачем и для чего Сталин начал это строительство без должной подготовки и возможностей – уже никто не узнает, зато на последствия посмотреть есть немало желающих!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.