Парусный яхтинг - спорт или отдых?
Опубликовано: 15.10.2019 Категория: Авторский очерк / Пресс-релизыБольшинство мальчишек и девчонок всегда с замиранием сердца смотрели фильмы и читали книги о хитрых пиратах и бесстрашных матросах. Пересекать большие водоемы (в том числе моря и океаны) люди научились еще в глубокой древности. Профессия морехода была если не второй, то точно третьей древнейшей профессией (особенно у народов, обживающих берега). Задолго до нашей эры эти профессионалы научились пользоваться парусом. Уже в близкие нам века появилось слово «яхта», происходящее от фламандского «гнать». И действительно – ветер гонит яхтсмена по волнам без всякого бензина… Так что же такое парусный яхтинг? Спорт или отдых? Попробуем ответить.
Что такое парусный яхтинг?
Феномен, о котором здесь пойдет речь – сразу и речной, и озерный, и морской. Парусный яхтинг – увлечение, ныне связанное не только с морями-океанами, но и обычными реками. Что доказывает своим существованием парусная школа в Москве. Ведь многие из «водных артерий» теперь сами напоминают моря, будучи превращенными в водохранилища…
Парусный яхтинг – то же, что сегель-спорт, афваарт или сайлинг (в разных странах этот вид увлечения называют по-разному). От обычного яхтинга (в котором уже допускается использование мотора) парусный отличается наличием одних лишь «управляющих ветром» снастей – ткани (пластины), рангоута и такелажа. В настоящее время для этого увлекательного досуга придуман ряд правил. Парусные моряки могут иметь разный вес, пол, рост. Их судна могут выглядеть по-разному – быть катамаранами, например. При этом на соревнованиях каждая разновидность состязается лишь с себе подобными. Афваарт впервые появился у фламандцев – то есть в прибрежных нидерландских колониях Испании конца 16 века. А поэтому он имеет «чисто голландское» происхождение…
С чего начать?
Все, кто выбрал в качестве хобби парусный яхтинг, начинают свой путь с того, что записываются на специальные занятия. Секции парусного спорта есть почти в каждом русском городе, имеющем выход на крупный водоем. А таковым может быть и озер, и широкий разлив реки. Так что будущим яхтсменам жить на море не обязательно! Важнее обладать некоторыми врожденными навыками и приобрести другие. Во-первых, имеется в виду умение плавать, во-вторых – быстрая реакция, необходимая для работы с веревками на нужной скорости (в вязании узлов в пути, швартовке, подтяжке и так далее). То есть водобоязнь и медлительность – единственные факторы, сразу закрывающие вам дверь в сейлинг…
Повторимся, что парусный яхтинг любительского уровня доступен для вас со школьного возраста. В клубах, посвященных этому интересному занятию, вы получите в свое распоряжение и яхту, и экипировку, и базовые знания, которые подразделяются на теоретические и практические. Разговор о морской географии (ветре, течениях, сезоне навигации в разных климатических поясах, ориентировании по звездам), курсе безопасности на водах, основах искусства спасения утопающих. Мы говорим также и о практических навыках – управлении парусом с помощью такелажа и способах швартовки.
Второй этап (первая ступень вхождения в мир профи) – получение лицензии на право управления маломерным судном. Данная бумага дает вам право брать напрокат парусные яхты длиной до 24 метров – причем во всех точках мира! Для этого жителю РФ надо обратиться в ГИМС (Государственную инспекцию по маломерным судам). Данный департамент МЧС проверит ваши навыки и ознакомит вас с Международными правилами предупреждения столкновения судов в море. Конечно, придется оплатить пошлину в банке. Сразу оговоримся, что никаких «единых прав» (как в автовождении) у шкиперов («водителей» маломерных судов) быть не может. В мире слишком много типов парусников (как по размеру и устройству «ходовой части», так и по предназначенной акватории)… Теперь вы поняли, что можете стать или «мелким сейлером», катаясь по выходным на 2-3 метровой парусной лодке, или яхт-шкипером, катающим людей за деньги. А, поднакопив финансы таким образом, можно взять и купить собственную яхту.
Где ходить под парусом?
Как мы уже упоминали, парусный яхтинг доступен в акватории любого крупного водоема – широкого озера, водохранилища, моря или океана. А для 2-3 метрового класса яхт подойдет и обычное речное русло (шириной от 200 и глубиной от 3 метров). Правда, этот вариант содержит один минус – при ветре вас будет особо сильно прибивать к берегу. Говоря о речной сети нашей страны, вас вполне устроят такие водные артерии как Волга, Кама, Лена, Обь, низовья Амура, Енисея и Дона. Что касается водных чаш, то под парусом ходят на Байкале, Селигере, Неро, Онежском, Ладожском, Чудско-Псковском и Белом озерах… Водохранилища и озера наиболее безопасны. Не унесет слишком далеко.
Парусный яхтинг российских морей развит на Черноморье и Азовщине (здесь самая длительная навигация, а еще масса школ и клубов, связанных с парусным мореходством). Далее Балтика, Дагестанский Каспий, а также некоторые тихие заливы Дальнего Востока – к примеру, Петра Великого (по климатическим условиям на Дальнем Востоке самый сложный уровень парусного экстрима – тут царят порою неуправляемый ветер и течения). Став профессионалом, вы можете покинуть Россию, чтобы принять участие в какой-нибудь океанической регате. Знайте, что океан не прощает ошибок. Тут рождаются волны такого размера, что помимо знаний, скорости и ловкости потребуется и физическая сила…
Сколько стоит?
Яхтинг перестал быть элитным развлечением, захватив умы тысяч россиян, принадлежащих к разным возрастам, полам и социальным прослойкам. Согласитесь, чтобы заниматься парусным спортом, вовсе не обязательно иметь агрегат, подобный тому, который является собственностью Абрамовича… Стоимость яхтинга не так сильно бьет по карману, если учитывать, что некоторые парусники довольно малы. Их утащат две девочки-подростка, а кое-какие модели в разобранном виде легко носит один взрослый человек. Как вы догадались, таким «кораблям» эллинг не нужен. Достаточно места на балконе или в сарае. Дорогие занятия? Помилуйте, стоимость обучения яхтингу в некоторых клубах не превышает цены годового абонемента в обычный спортзал! Экипировка? Только спасжилет. В следующем абзаце поговорим о ценах подробнее…
Стоимость обучения яхтингу состоит из затрат непосредственно на курс (теория и практика), на участие в регатах, на покупку снаряжения, самой яхты и издержках, касающихся ее содержания (последние четыре пункта связаны с тем случаем, если вы все-таки решили стать профессиональным яхтсменом).
Итак, в яхтенной школе, базовый курс, как правило, потребует не более 30 000 рублей. Участие в вашей первой регате – еще столько же. А вот будущему обладателю собственной яхты, которая намерена принимать участие в битве за профессиональные кубки, придется издержаться основательно. 150 000 рублей стоит самая дешевая бывшая в употреблении парусная лодка (причем «детского» класса). О «бэушном» паруснике классических размеров или новом небольшом катамаране может мечтать лишь обладатель 300 000 рублей. Новая «классика» стоит уже от 600 000 рублей. А вот яхты «с наворотами» продаются уже по цене от миллиона рублей. Наиболее красивые «безмоторки» (иностранного производства) стоят как среднестатистическая двухкомнатная квартира в провинциальном российском регионе… Снаряжение для яхт тоже нельзя назвать дешевым. Один только спасательный жилет обойдется в тысячу единиц родной валюты. Самый дешевый товар – универсальная петля (от 250 рублей) или стопор для троса (от 350 рублей). Весь такелаж обойдется уже в сумму от 50 000 рублей (б/у) до 100 000 рублей (новый). Получить недорогие, но профессионально-качественные уроки навыкам яхтинга, а также множество дельных советов, как сэкономить на подготовке судна, можно в одной из лучших яхтенных школ http://sportflot.ru/
Осталось поговорить о цене вопроса, касающегося участия в русских регатах. Юниорские обходятся стоимостью транспортировки, проживания и питания (от 15 000 рублей). А любительские взрослые этим не обойдутся (требуются еще организационные взносы). Итого на такой «праздник» придется выложить минимум 50 000 рублей. А вот коммерческие спортивные соревнования обяжут вас раскошелиться, как минимум, на 100 000 рублей. Впрочем, и призы за первые места в них весьма серьезные. Решайтесь… Часто россияне выезжают на подобные состязания в Грецию, Черногорию или Турцию. К такому туру стоит прибавить еще издержки на транспортно-визовые и таможенные сборы. Итого, учитывая соотношения рубля к евро, капитану в такой ситуации придется выложить не менее 200 000 рублей. Да, профессиональными яхтсменами становятся люди денежных профессий. Надо ли это лично вам?
Спорт или отдых?
Занятное времяпровождение – яхтинг. Отдых это или спорт? И то, и другое. Дело в том, что с 1661 года в одной из гаваней Соединенного Королевства появилась уже спортивная «сторона» сейлинга – первые гонки на яхтах стартовали от британского города Гринвич 1 октября. В них участвовал сам английский монарх Карл II. Именно с тех пор олигархи разных стран стараются участвовать в престижных регатах – спорт-то «королевский»…
Старейшим яхт-клубом является Шведский Королевский. Он возник еще в 1830 году и разделил парусные первенства по «номинациям». Некоторые связаны с типом яхты (макси парусники, монотипы, крейсерские килевые или швертботы, разномерные, катамараны и тримараны). Другие – с составом участников (мужские, женские, юниорские) или их количеством в команде (командные, одиночные, смешанные и гандикап – составление «отряда» из слабых и опытных мореходов в целях передачи мастерства, за это дают балл). Регаты классифицируются и по классу акватории – кругосветные (самые престижные), океанские, морские и локальные. К слову, у любителей проходят собственные состязания.
С 1900 года данный вид спорта вошел в программу Олимпийских игр и остается в ней до сих пор (дисциплины «Финн», «Лазер», «470», «Европа», «Звездный путь» и «Инглинг»).
Если вы не отправляетесь на вашей лодке на соревнования – значит, просто расслабляетесь на волнах, осуществляя романтическую детскую мечту. Добавим здесь, что как отдых яхтинг зарекомендовал себя больше не в среде капитанов, а в среде пассажиров яхт, которым иногда разрешают покрутить штурвал и даже помочь отдать швартовый. Выпить шампанского под парусом, пройдя по небольшому водному маршруту стоит от 1 до 10 000 рублей (в зависимости от региона, класса яхты и разного сервиса)…
Итак, теперь вы поняли, что отсутствие моря, диплома морской школы или цены на яхтинг не могут являться препятствием вашей мечте, связанной с управлением парусом, брызгами в лицо и кручением блестящего металлического штурвала. Мечтали стать капитаном – начинайте с азов парусного искусства. Мы точно знаем: все у вас получится.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.