Автотуризм как вид самостоятельных путешествий

Опубликовано: 17.07.2018 Категория: Авторский очерк

Автомобильный туризм в нашей стране может быть как коммерческим продуктом (когда туроператоры набивают клиентами салоны просторных легковушек, джипов или автобусов), так и плодом вашей собственной организационной деятельности, связанной со странствием на личном средстве передвижения. Последняя разновидность путешествия в наши дни набирает больше оборотов. Ведь в последнее время каждый регион России пытается эффективнее показать туристическую привлекательность, «рождая» больше бистро, придорожных мотелей, АЗС, логистически доступных автосервисов и кемпингов.

Как вы догадались, этот обзор мы посвящаем именно второму варианту указанного феномена, объективно освещая его категории, нюансы, преимущества и недостатки.

Сразу оговоримся, что автотуризм как самостоятельная авантюра сегодня опирается на помощь «бывалых». Агрегация их дельных советов, также как и калькуляция расстояний между городами, работают для вас на сайте https://www.rudorogi.ru/

Виды автомобильного туризма

Караванинг

Автотуризм

Некоторые виды автотуризма стали распространены в РФ только в XXI веке – уже с появлением в продаже «караванов» – вмонтированных в кузов автомобиля или прицепных трейлеров. Они напоминают дом на колесах, будучи оснащенными как минимум спальными и сидячими местами со столиком и, как максимум – раковиной и санузлом. Главная радость караванинга заключается в том, что хорошо потратившись всего раз (во время приобретения «автоковчега»), вы забудете про все названные ниже издержки потом. Ведь место для готовки и употребления еды, ночевки и даже водных процедур всегда будет с вами. И оно бесплатно. Разумеется, исключением будет бензин – чтобы тащить такую махину, двигатель будет жечь его в огромном количестве. Это был первый минус. Есть и парочка других: с таким огромным хозяйством заедешь далеко не в каждую локацию из тех, которые стоят в вашем списке, и на парковке или на территории платного автокемпинга стоянка трейлера оплачивается дороже всего. Поэтому всегда надо будет искать неофициальное место для жилого размещения. А на территории более-менее крупного города придется разыскивать и стоянку для каравана.



Поездка выходного дня

Такие виды автотуризма как этот (наряду с распространенными за рубежом сафари и джипингом на территории одного урочища) позволяют вам и вашим пассажирам обернуться туда-обратно в течение одного светового дня, то есть не ночевать в пути. Как правило, поездка связана с посещением рекреационных, исторических или культурных достопримечательностей, лежащих в пределах среднего по размеру региона (или с неглубоким заездом в соседний). Речь идет об удалении не более чем на 400 километров. Летом, выехав в шесть утра, реально вернуться на точку старта не позже 22:00. С одной стороны вас ждут сплошные преимущества – экономия на бензине, продуктах, ночевках (это если вы любите комфортный сон как минимум в кемпинге). Сохраняются силы и нервы (ведь сидеть в скрюченном положении или стоять в пробках придется недолго). И все же есть тут «ложка дегтя». Во-первых, потратив на приключение менее суток, вряд ли вы наберетесь романтики и позитивных впечатлений достаточно. Во-вторых, чтобы не застрять с ночевкой потребуется постоянно смотреть на часы, а благодаря этому могут быть упущены остановки для фотосессий интересных мест, к примеру, мини-ландшафтов. Если путь будет проходить по малонаселенной местности, еду придется везти с собой. Как правило, понадобится экономить время и проезжать повороты на селения с магазинами…

Переезд с ночевками в гостевых заведениях

«Дикий» автомобильный туризм подразделяется на две ипостаси в отношении пользования благами цивилизации. Многие из нас все же не хотят уподобляться давним паломникам, перевозя «все свое» с собой (палатку, походные удобства, газовую горелку). Эти люди эксплуатируют такие достижения прогресса как кемпинг, хостел, мотель или даже классический отель. Последний отличается наличием ресторана, бассейна, вычищенным местом на пляже, куда вам (развалившемуся в шезлонге) могут поднести бокал шампанского или даже легкий завтрак. Это, как вы поняли, были плюсы. К неприятным же моментам следует отнести обязанность бронировать места в таких заведениях. В разгар сезона они заняты. А, заказав комнату (машиноместо, несколько кроватей в общем номере и так далее), вы еще обязаны вовремя оказаться в точке ночлега, или бронь попросту «сгорит». Впрочем, в курортных или «знаковых» для туристов поселках к вашим услугам частный сектор. Другое «но» – шумные, неприятные соседи, они могут испортить абсолютно все классные впечатления о месте временного постоя.

«Палаточный» трип

Половина любителей «самоходных» автотуров не переносит гостиничного сервиса, считая, что он нарушает святая святых классического похода, в котором жить требуется исключительно в палатке. Палаточные ночевки вносят в программу свои требования и особенности. Они связаны с выбором точки для бивуака. Здесь должен быть удобный заезд и сухой плоский пятачок (не имеющий угрозы затопления). И данный уголок не должен быть частью строго охраняемой природной территории, на которой нельзя вставать на постой и жечь костры. Сам «железный конь» в такой ситуации обязан обладать хорошей вместительностью – с собой потребуется взять саму палатку, карематы, спальники, пристегивающиеся «подзадники», оборудование для приготовления пищи, мусорные пакеты (вы же не хотите нанести вред экологии?). Однако есть в такой поездке своя «изюминка», связанная с экономией денег на гостиничных и столовых услугах. К тому же идеально доступны закаты-рассветы, про которые мы уже упоминали в статье.



Путешествие всего к одной достопримечательности

Иногда машину используют для передвижения к одному объекту – без остановок на изучение попутных природных урочищ или рукотворных красот. Ведь бывает, что по дороге ТУДА посмотреть просто нечего или все «засмотрено до дыр» в прошлые разы. Такой вид экономит время, деньги (на бензин, мотельные ночевки или питание), а также силы водителя (которые могут иссекать во время поворотов-разворотов, а также в процессе въезда, выезда, парковок в населенных и прочих отстоящих от магистрали пунктах). Автомобильный трип такого класса позволяет увеличить скорость (в пределах разумного). Однако как раз этот аспект играет роль первого минуса. Часто желание быстрее попасть из пункта «А» в пункт «Б» как раз и становится причиной ДТП. Водитель плохо просчитывает ситуацию: или гонит, или старается не делать остановок. А надо размять руки-ноги или чуток вздремнуть! Второй (последний недостаток) – долгое сидение в скрюченном положении. Ведь путь может составить много сотен километров.

Преимущество и недостатки «диких» автопоездок

Автотуризм

Начнем с минусов. Автомобильное путешествие на собственном авто (как и пеший поход) заставляет лично продумывать маршрут, материальную и культурную часть программы, мелочи, связанные с безопасностью в пути, расчетом затрат и соблюдением законодательства. Такой тур можно смело назвать «все выключено». Любители расслабона, автобусных гидов и экскурсоводов не получат удовольствия. Ведь, случись что, не на кого будет подать в суд – разве что на самого себя или погоду… Надо вечно напряженно анализировать ситуацию. А если вы – водитель, забудьте еще и о выпивке.

Автомобильный туризм чреват всякими происшествиями в пути – поломкой транспорта, отсутствием мест в гостевых заведениях, ремонтом участков дорог. Даже если вы заранее продумаете все до мелочей – ваш план окажется выполнимым далеко не на 100%...

Часто автомобильное путешествие «собственного изготовления» связано с намного большими затратами, чем «пакетное». Один Бог знает, на что вам придется потратиться в пути. Несмотря на расчеты, возможно, надо будет приобрести больше бензина (заранее неизвестно, сколько крюков придется сделать). Незапланированный автосервис, платные участки трасс, питание с помощью придорожного сервиса (а цены тут взвинчивают).

Пришло время указать плюсы. Автомобильное путешествие подразумевает полную независимость. Вы посетите гораздо больше мест, чем обещает вам пакетное «приключение» и не связаны с планами экскурсионной группы (не надо быть в определенное время в нужном месте – на обеде, в кровати инклюзивной гостиницы, в салоне автобуса и т. д.). Кроме того, вы чаще можете размять затекшие члены, остановив авто в любом месте. Реально встречать восходы и закаты на природе, а не в тесном кресле автобуса – под храп соседа, свалившего вам на плечи свою усталую голову. Стоит обратить внимание и на выгодные условия фотосессии. Снимки вы делаете уже не через автобусное стекло, и не на полной скорости. Получаете нормальные и красивые кадры.

«Дикий» автотуризм позволяет формировать команду по своему усмотрению. Вы вольны сделать товарищами по путешествию тех, с кем действительно хотели бы быть, оградив себя от причитаний стариков, запаха перегара и пронзительного детского плача в салоне. С этим моментом связаны и еще два бонуса.



Первый. Можно сильнее сплотиться с родственниками, получив, наконец, в распоряжение тех, с кем невозможно увидеться в будничной жизни, наладить старую личную жизнь или заложить вехи новой. В общем, вас ждет романтика. Если водитель и пассажиры – недавние коллеги, они проверят друг друга «на вшивость».

Второй. Выбранные вами попутчики могут свести к минимуму ваши личные затраты, эффективно нейтрализуя один из указанных пунктов в списке «минусы».

Снаряжение для автотуризма

Маршруты для автотуризма могут быть довольно длинными. Чем они больше, тем солиднее перечень того, что называют «снаряжением для автотуризма». В описании мы будем учитывать самый протяженный вариант автомобильной поездки. Так будет проще.

Автомобильный туризм, связанный с караванингом, касается оснащения самого трейлера. Продолжительный тур располагает к тому, чтобы приобрести караван, напоминающий оборудованную санузлом комнату с большим количеством спальных полок, сидений, шкафчиков, обязательным наличием откидывающегося стола. Разумеется, сама машина в таком случае должна иметь мощный движок. В этом плане легче купить агрегат, являющийся и автомобилем, и трейлером одновременно. В этом случае все его параметры уже рассчитаны производителем на постоянное таскание «мини-дома». Минивены, джипы и легковушки-кроссоверы снаряжаются в поход самим водителем. «Палаточники» берут палатки и все к ним причитающееся, а в некоторых случаях продукты. Сторонники гостевого образа жизни могут довольствоваться сменой одежды, удовлетворяющей погодным условиям (к примеру, в распутицу нельзя никуда ехать без резиновой обуви). При этом даже участники тура выходного дня обязаны прихватить с собой определенный запас бензина (особенно если путь связан с мало затронутыми цивилизацией местами).

Кстати, о таких уголках. Во-первых, в качестве одежды тут идеально подойдет армейский камуфляж – немаркая расцветка, закрывающий все части тела фасон, «дышащая ткань», иногда с водоотталкивающим верхним слоем, много карманов, небольшая цена. Во-вторых, в девственных местах вам не обойтись без компаса и навигатора. Связи тут нет. Потеряетесь или сломаетесь – придется выбираться самостоятельно. Как раз с такой ситуацией связана потребность в приобретении спутниковой рации. Даже если вы планируете вернуться уже сегодня, все равно захватите фляжки, набор металлической посуды, спички, хорошую карту и спальники. Вдруг в дороге что-то произойдет, и ваша компания окажется надолго пленником пустынного пейзажа. Лучше уж подстраховаться. Поэтому и теплые вещи пригодятся в любом случае.

Автотуризм, как и любое передвижение на авто, с точки зрения ПДД недопустим при отсутствии в салоне аптечки и огнетушителя. Вам нужно проверить еще и их наличие.



Этапы подготовки к путешествию

Автотуризм

Авантюра с самостоятельным автопаломничеством требует разработки тщательного плана действий, своеобразной сметы, учета нюансов, связанных с безопасностью автокампании.

Составление маршрута

Автомобильный туризм касается работы над определенной стратегией и алгоритмом поездки. Все начинается с разработки маршрута, который поведет вас к конечной цели. Линия на карте должна затрагивать как можно больше достопримечательностей, но ими ваши потребности не ограничиваются. На трассе обязано присутствовать достаточное количество АЗС, гостевых учреждений (если в машине собрались фанаты удобств) или хотя бы адекватных мест для палаточных стоянок (надо почитать отзывы путников, как можно лучше изучить дорогу через электронную карту, получить сведения о предстоящих капризах природы…). Продуктовые магазины также необходимы на обочине в любом случае (при многодневной поездке). Если с вами ребенок или пожилой человек, к списку обязательных объектов следует отнести и медицинские учреждения. Значит, странствовать придется через более-менее крупные населенные пункты. А расстояние между ними всегда можно узнать в режиме онлайн, например на уже рекомендованном выше сайте РуДороги.ру

Расчет бюджета

Автотуризм невозможен без некоторых финансовых вложений. Все затраты требуется учесть еще до начала «самодельного» тура. Так вы поймете, выгоден ли он вообще, сколько держать «наличкой» или какую сумму должен внести каждый член «экспедиционного отряда». Есть интернет-ресурсы, помогающие высчитать деньги на бензин. Стоимость ночевки в тех или иных заведениях узнают через справочники или их официальные сайты. Продукты частных придорожных магазинов имеют наценку, поэтому не стоит ориентироваться на стоимость аналогичных товаров в ближайшем сетевом магазине. Даже если все учтено, необходимо иметь еще и амортизационную сумму – «на всякий пожарный». Еще могут понадобиться и средства на этапе оснащения «походной» машины. К слову, вот вам лайфхак. Отделите также НЗ, связанное с возможным ДТП…



Список мест для питания и ночлега

Автомобильное путешествие подразумевает составления реестра мест остановок: палаточных стоянок (кемпингов и гостевых заведений), точек приема пищи и т.д. Если маршрут составлен и даже забит в навигатор, сделать это достаточно просто. Поставьте напротив каждой обозначенной локации время прибытия и отбытия из нее. Если вы будете хотя бы примерно соблюдать этот график, то вероятность провести время именно так, как вы и планировали, будет намного выше. Учитывайте также запас времени на простои, связанные с ремонтом дорог, светофорами, ДТП-пробками, ЖД-переездами. Что касается распределения времени суток, город следует проезжать или слишком поздно, или слишком рано. Свободная дорога – гарант более точного соблюдения графика.

Подготовка транспортного средства

Машина ни в коем случае не должна вас подвести уже на шоссе. Поэтому проверьте все ее технические узлы на исправность заранее, сделайте салон или водительскую посадку удобнее, очистите кузов от ненужных в предстоящем пути предметов, проведите серьезный тюнинг (если ваше странствие на многих участках связано с бездорожьем). Об этом подробнее. Любой шум и вибрация в ходовой части – причина обращения в СТО. Иначе на бугристой грунтовке даже внедорожник может развалиться. Возможно, придется осуществить долив технических жидкостей. Летом следует проверить кондиционер, зимой – печку и количество «незамерзайки». Вы обязаны учесть застревание в яме или «посадку» заднего моста на препятствие (так бывает с теми, у кого низкий клиренс). Поэтому найдите место для парочки досок и лопаты. Нормальному водителю не надо объяснять их предназначение в такой ситуации… И уж тем более опытному драйверу не нужно напоминать о насосе, запасном колесе, тросе, домкрате и наборе самых необходимых инструментов (помните, что автосервис и эвакуаторы есть не везде). И еще. В бардачке всегда должны быть ваши права, паспорт, документы на машину (все их хранят для удобства в отдельном файлике). ДПС может заинтересоваться этими бумагами по десяткам причин, никак не связанных с нарушениями. Фонарь – тоже неотъемлемый атрибут. Не стоит надеяться лишь на фары и свет салона. Это трата энергии аккумулятора.

Лучшие места в России для автотуризма

Маршруты для автотуризма – тема обсуждений, исследований, специальных рейтингов популярности, при составлении которых учтены степень благоприятности погодных условий, качество дорог, придорожная инфраструктура, достопримечательности и «дорожная сознательность» местных жителей. В итоге составилась следующая картина.

На первом месте в списке «Маршруты для автотуризма» оказалось «Золотое кольцо». Близость к обеим русским столицам, востребованность у иностранцев и огромное количество населенных пунктов заставляют чиновников пристально следить за здешними дорогами и АЗС, а местных бизнесменов – «биться» за размещение ресторанов и отелей…

Российский автомобильный туризм почти также активно эксплуатирует направление, находящееся чуть южнее, связанное с Оптиной Пустынью, музеем-заповедником «Бородино», нестандартными музеями Московской, Калужской и Тульской областей. Во-первых, тут такие же хорошие трассы. Во-вторых, много известных святых мест. В-третьих, многим из россиян надо в Москву, а все названные чудеса лежат как раз по пути.

На третьей позиции – сеть дорог, показывающая нам красоты Крыма. Автотуризм здесь проходит почти также легко, а на пьедестал маршрут не попал, в основном, из-за относительно недавнего присоединения двух регионов к нашему Отечеству, низкому качеству некоторых автополотнен. Однако само их количество, новый ЖД и автомобильный мосты бешеными темпами поднимают популярность насыщенного природными и историческими достопримечательностями полуострова-курорта…

Номер 4 – маршруты Краснодарского края (особенно сочинские). До вхождения крымских регионов в состав РФ они красовались на третьем месте. Дороги тут самые лучшие. Но Курортный проспект Большого Сочи часто стоит в пробке, а дублирующих его путей на некоторых участках побережья попросту нет. Самый лакомый кусок округа – весь Адлер.



Дороги, ведущие туриста к крепостям Западной России, оказались на 5-й строчке. Великие Луки, Изборск, Копорье, Смоленск, Псков, Порхов, Остров, Сигово и Печоры – все это заставляет гостеприимно встречать автолюбителей на М-1, М-9, А-212 и Р-56… На данный момент тут очень богатый выбор мотелей, придорожных таверн, подъездных дорог и магазинов. Указанные форты переходили из рук в руки, имея военную историю.

Здесь вы узнали все про самостоятельный автомобильный туризм – его виды, сильные и слабые стороны. Осталось только набраться смелости, выбрать направление и довериться советам профессионалов, некоторые из которых мы привели в этом лонгриде. Еще раз подчеркнем: ни в одном другом виде странствий (кроме пешего) вы не ознакомитесь с пейзажами и прочими достопримечательностями окружающего мира настолько подробно.