Особенности российского национального гостеприимства
Опубликовано: 14.05.2018 Категория: Авторский очеркНациональные традиции гостеприимства у разных народов значительно разнятся. И это несмотря на то, что каждый из ритуалов направлен на то, чтобы расположить гостя… Россия – страна, оставшаяся многонациональной даже после распада Советского Союза. Если исколесить ее с севера на юг и с запада на восток – можно изучить весь спектр этнических особенностей населения, так или иначе связанный с приемом гостей.
У нас проживает около 190 народов. 30 из них имеют численность, превышающую 200 000 чел. О некоторых общих обычаях мы и поговорим, объединив людей, связанных схожими элементами культуры, а чтобы лучше понять разные национальные традиции гостеприимства, планируйте свой вояж так, чтобы останавливаться на постой в частном секторе https://edem-v-gosti.ru/rus/
Славяне и балты
Возможно, некоторые наши читатели не знают, но славянские и балтские племена начали отделяться друг от друга довольно поздно – в 5 веке. Очень долго (до 12 столетия) продолжали существовать контактные этносы – поморы, кривичи, бодричи и другие. Предки славяно-балтийских народов первыми принесли в Восточную Европу земледелие. Аграрные культы, связанные с крестьянским календарем (сельскохозяйственными циклами) – «основа основ» нашего менталитета. Разумеется, сейчас люди уже хорошо подзабыли свои корни, но те хорошо «зафиксировались» в обычаях «потомков венетов».
У русских и латышей, к примеру, национальные особенности гостеприимства выражены чуть слабее. Это – вполне естественное следствие того, что в древности разным родственным племенам приходилось сражаться за землю с представителями развитых западных государств и даже друг с другом. Ареал нашего обитания был перенаселен. Гость мог оказаться «засланным казачком». К слову, о казаках. Те вообще могли подвергнуть людей, пересекших зону их сечи, пристрастному допросу или пыткам.
Правда, сейчас они чаще угостят вас салом и борщом с галушками (при этом у донцов национальным блюдом является особая уха). Жители центральных губерний (великороссы) никогда не оставляли дверь открытой и держали собак наготове. Однако, обязательно кормили тех, «кого Бог принес», и угощали какой-нибудь слабоалкогольной настойкой (это – главная «визитка» всех славян). Жители Латвии в наше время переняли европейский «ни к чему не обязывающий» этикет. Сохранили лишь привычку кормить гостя в том случае, если в момент его прихода семья кушает. У русских кроме только что озвученной традиции дожила и еще одна: гостю надобно предложить «вкусного чаю»…
У литовцев и белорусов (народов-соседей, число представителей которых велико в некоторых российских регионах до сих пор) существует «обряд», при котором гостя нельзя перебивать. Но и визитер в ответ должен дослушивать слова хозяев до конца. Оба народа на Западе получили прозвище «джентльменов Восточной Европы». Их представители достаточно пунктуальны, ценя свое и чужое время. В литовском или белорусском доме нельзя мусорить и следует сдержанно себя вести. В ответ его владелец обязуется встретить вас крепким рукопожатием, душевной улыбкой и 2 блюдами. Белорус поставит на стол дранники, а литовец – пироги. В итоге оба «бульбаша» накормят вас картофелем. Никуда не спешите? Почему тогда не отведать белорусской или литовской зубровки. А вот заходить на частную землю у этих ребят совсем не принято.
В среде россиян, являющихся украинцами в нескольких поколениях (а таковые в РФ занимают 2-ю позицию после русских) принято ставить на стол перед гостем борщ с пампушками, чесноком и куском сала. Традицию соблюдали даже очень бедные люди.
Тюрки-земледельцы
Татары и крымские татары, если говорить про национальные традиции гостеприимства, вобрали в себя характерные обычаи рано осевших кочевых тюркских орд – племен Хазарии, печенегов, булгаров и половцев. Жители Татарстана открыто признают себя «правнуками» булгаров. А у тех существовал адат, предписывающий стелить перед гостем яркую скатерть и выставлять на нее лучшие угощения. А став мусульманами, татары прониклись одной из мудростей Корана, гласящей, что гостя следует еще и осыпать подарками. Именно поэтому на сабантуях так много приезжих.
А вот с коренными крымчанами все еще сложнее… Гостеприимство южных народов, которые заселяли Тавриду до прихода сюда первых тюрков (греков, меотов и готов) оказало значительное влияние на культурный склад нынешних крымских татар. Впрочем, во времена Хазарского каганата сильное слово у перечисленных народов Крыма сказал иудаизм… В результате пословица «Мой дом – моя крепость» на полуострове встала на первое место. К тому же данный пятак планеты был лакомым куском для всяческих набегов. Вот и ныне крымско-татарская семья намекает (даже соседу или приезжему родственнику): без спроса не заходи. Но если уж вас ждали, прием будет сказочным как роскошь султана. Население внутреннего Крыма, стучась даже в открытую дверь, всегда ждет ответа. И если пришельцу ответила хозяйка, то он обязан сказать, что мужчина. Восточные женщины обязаны закутываться при представителях противоположного пола. И еще. Если гость – пожилой мужчина, то ему целует руки вся семья (те, кто моложе). Если сам визитер молод, то руку целовать проживающему в доме аксакалу должен уже он. Как и у всех восточных народов, гостью берет на себя хозяйка, а гостя – глава семьи.
Важно: татары и крымские татары по численности являются третьими у нас на Родине.
Бывшие кочевые народности
Жизнь на полностью открытых пространствах – в степи и в полупустыне – накладывает свой отпечаток на быт, а, соответственно, и способ встречать в доме гостя. У казахов, киргизов, калмыков и алтайских народностей (все они составляют большой процент населения России) национальные особенности гостеприимства схожи.
Здесь уважают всех, кто прибыл издалека. 90-летние старцы обязаны были с почтением приветствовать даже 9-летнего ребенка в знак уважения к тем его доблестям, которые сохранили его в пути. Ведь степь не прощала ошибок… Каждый, кто решался на странствия по ней, когда-то очень давно почитался чуть ли не как бог. Этот человек приносил новости, мог указать дорогу к новым ориентирам. Путешественнику отдавали последнее.
Казахский дастархан, к примеру, это «стол», где для вас готовы зарезать последнего барана… Позже в степях и на горных хребтах Алтая и Киргизии, в калмыцкой или заволжской степи не только к гостям, но и к соседям по куреню стали относиться как к родственникам. Правда, у калмыков (как и у остальных монголов) соседей принято не замечать. Двери для них открыты. Они едят хозяйскую пищу, пьют воду или кумыс, даже садятся в общий круг. Просто этот факт ярко иллюстрирует кочевую поговорку «мой дом – твой дом».
Особняком среди бывших кочевников стоят цыгане. Тут они ближе русским – «чайку со сладостями дам, спою, но не забывай, что в гостях, и нечего так пялиться на мою жену»…
Кавказцы
Южное гостеприимство народов России до сих пор воспринимается как эталон патерналистского отношения к странникам, переступающим твой порог. В предгорьях, ущельях и на разных склонах Кавказа появлялись представители мало похожих друг на друга языковых групп и даже иных рас. Позже тут селились адепты разных религий.
Земледельцы соседствовали с охотниками или скотоводами. Тем не менее, названная горная система внесла одну общую черту в уклад всех народов. Как раз имеется в виду южное гостеприимство. В его основу входит понятие «священности очага». В старые времена любой, кто заходил в дом и касался котла, становился предметом защиты.
Дикие звери и природные катаклизмы, свойственные горной местности – все это в любой момент становилось причиной смерти горца и его семьи, когда те прятались, к примеру, от набегов. Торговец, проходящий через горный участок караванного пути, кроме этих напастей опасался еще и разбойников. А обычай «око за око» (во всех аулах) мог заставить целый род скрываться от кровников. И одна «овца» нередко портила сразу все «стадо». Так родилась потребность взаимовыгодного адата гостеприимства, описанного выше. Со временем хозяин жилья стал даже гордиться тем фактом, что кто-то доверяет ему свою жизнь. А христианство и ислам позже закрепили традицию, так как гостеприимство во всех авраамических религиях стоит в списке основных добродетелей.
Помимо обеспечения вашей безопасности южное гостеприимство обязывает относиться к вам как к близкому родственнику. Пожилая леди становится «матерью», молодая – «сестрой». Постояльцы-мужчины на время превращаются в «сыновей», «отцов» или «братьев». Гостеприимство южных народов заканчивалось, когда вы покидали саклю. Если ее владелец до этого являлся врагом, то борьба могла продолжиться тут же. Но сегодня кавказское радушие подразумевает отсутствие всякой вражды, развивает туризм.
В адыгских поселках у лиц, входящих в чужую усадьбу, были и кое-какие обязанности. Каждый должен был качнуть ногой лежащий бурдюк с прокисающим молоком. Именно благодаря большому количеству гостей быстрее получались лучшие на Земле кефир, масло и сыр. У карачаев вы должны попробовать барана и сказать «этот – самый лучший».
Из закавказских народов в нашем Отечестве больше всего армян. О них стоит поговорить особо, так как они сильнее отличаются от других кавказцев России. Дело в том, что у нас есть целые армянские деревни или огромные армянские диаспоры в городах. Любой, побывавший здесь скажет, что его кормили «самым настоящим» шашлыком (блюдо называют хоровац) и кололаком (наваристым бульоном с фрикадельками). Взрослые должны будут также испробовать домашнего коньяка. Если не поели и не выпили – значит, так и не пожелали счастья встретившей вас семье. При этом соглашаться на трапезу по местному этикету следует только на третий раз. Первые два предложения хозяин сделал лишь «для галочки» – ради приличия. Не факт, что у него есть для вас еда.
Финно-язычные народы Северо-Западного округа и Поволжья
Некоторые традиции гостеприимства народов России происходят из массива верований и ментальных установок, связанных с обитанием в дремучих лесах. А именно в них мы до сих пор и встречаем карелов, вепсов, удмуртов, мордву и марийцев – потомков охотников, рыболовов и собирателей. Кем являлся гость для финно-угра? Человеком, который может затеряться в пути – в чаще или на болоте. Поэтому на территории многих нынешних автономий РФ было принято встречать гостя не у дверей, а далеко за воротами. Сейчас – просто за воротами. Позже здешние порядки впитали также предки чувашей и башкиров. В поселках, населенных этими этносами смешанного происхождения, хозяева далеко провожают тех, кто у них гостил. А еще в Башкирии и Чувашии принято выставлять перед гостем все самое ценное. Лесные поселения не боялись воров. Тут все знали друг друга.
Этносы и культурные группы Севера и Сибири
Холодный климат «создавал» свое северное гостеприимство. Арктическая пустошь, тундра и северная тайга до сих пор почти не населены. Следовательно, гость порой становится настолько долгожданным событием, что его яркая встреча воспринимается уже не как обязанность, а как естественный человеческий позыв. Коми, накормив гостя, и, уложив его в постель, на следующий день даже благодарили его за визит. А ведь у большинства землян принято благодарить, наоборот – хозяина. За приют и внимание.
Восхищение гостем тут также сильно как желание пить или есть… Кстати, о еде. Пермяки-охотники (как и рыболовы) до сих пор скрывают свою добычу от гостей. Если показать им – удача отвернется от добытчика. Однако попавшему в чужой двор прохожему (по приглашению он прибыл или без) полагались абсолютно любые инструменты промысла. Пермяки даже оставляли сарайчики для их хранения открытыми.
Северное гостеприимство, как особый пласт общей российской культуры, хорошо прослеживается в населенных пунктах якутов – самого многочисленного народа холодных регионов Сибири (следует напомнить, что Якутия вообще самое морозное место Земли). Якуты, странствующие по чужим улусам, не брали с собой провизию. Их обязаны были накормить в любой яранге. Также как предоставить место для ночлега, а если надо – одежду или даже оленя. Ведь в зоне вечной мерзлоты особо развита взаимопомощь.
То гостеприимство северных народов, благодаря которому ходят анекдоты про чукчу, его жену и геолога, до сих пор имеет место быть на территории некоторых традиционных кочевий. Однако не стоит приписывать этот феномен только чукчам. Схожие обычаи есть у некоторых народов Центральной Азии и даже исчезающих этносов Южного Китая. Дабы предотвратить вырождение сильно изолированного племени (где все друг для друга уже давно родственники) пришельцы всегда использовались как спасители-осеменители.
Закончить главу, описывающую гостеприимство северных народов, будет уместнее ознакомлением с интересным обычаем все тех же славян, но на этот раз – сибирских староверов. Они никогда не съедят то, что принесли люди из «цивилизации» и даже не сядут с вами за одним столом (чтобы не оскверниться). Однако с большим удовольствием предложат вам своей (самодельной) еды – хлеб из печи, выращенные в тайге овощи, ягоды… Вместо спасибо скажут гостю: «Спаси, Христос». У гостей тут попросят удалить из дома все предметы с цифрами (стикеры со штрих-кодами, какие-то документы, ценники, распечатки с какой-нибудь статистикой). Цифра считается символом Беса…
Разное гостеприимство народов России – феномен, соединяющий этносы далеко не по родственному признаку. Народности постоянно разделялись. Странствующие этнокультурные группы одного народа могли со временем стать частью соседней или даже отдаленно проживающей нации, переняв ее традиции. Более значительную роль играл хозяйственный уклад, принадлежность к одной из мировых религий и геополитика. В эпоху сталинизма для борьбы с «заговорами землячеств» и национальными конфликтами создавались уже квазинациональные объединения. Их ярким примером являются нынешние Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия или Еврейская автономная область. Народы переселялись насильно, браки между представителями разных культур в СССР поощрялись. Но вносимый в духовную сферу интернационализм не смог сделать современного россиянина национально безликой, унитарной личностью. Гостеприимство народов России до сих пор представляет собой яркий колорит бытовых особенностей.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.