Откуда у нас возникает склонность к путешествиям

Опубликовано: 25.08.2017 Категория: Авторский очерк

С древнейших времен люди мигрируют в разные концы планеты – пешим ходом, конными караванами, на верблюдах, ослах и кораблях… Именно в Пути открывается новое пространство и время, поиск которых запечатлен в большинстве легенд человечества. Архетипическими целями любого паломничества является Поиск Бога, Поиск Клада или Возвращение Домой. Эпоха неуемного потребления на фоне «пикового» информационного развития «переодели» эти цели в некоторые «фантики». Несмотря на это, тяга к путешествиям сохраняет те же 3 предназначения. Мы их просто не «помним».



Склонность к путешествиям как «бег от себя» или «к себе»

У некоторых психологов и психиатров тяга к путешествиям расценивается как болезненное состояние – попытка компенсировать неудачи в карьере, личной жизни, потерю личностных ориентиров, отвлечься от проблемы со здоровьем. Английский профессор Зигмунд Бауман уверен, что некоторые люди пускаются в странствия в погоне за новой идентичностью. Все плохое у них – «ошибочная реальность», а все хорошее – Возвращение Домой (туда, где все уже наверняка будет хорошо…). Но так ли это?

Гипотеза означает, что, наделав ошибок в одном городе, человек-неудачник или человек-виновник хотят быстрее забыть о своем прошлом (в случае с миграцией) или хотя бы временно выбросить его из головы (в ситуации с туристической поездкой). В далеких краях никто не знает о «герое». Он выдает себя за человека с набором качеств, которых ему на самом деле не хватает. Кроме этого, адаптируясь к новой обстановке, он медленно «гасит» стресс, «заработанный» у себя на родине. Поиск нового напрочь «убивает» старое.

Тяга к путешествиям возникает также у тех, кто вообще не имел идентичности. На свете много индивидуумов, которые так и не нашли что-то «свое» в разнообразии поведенческих стилей. Возможно, это связано с особенностями детства, но чаще – с переизбытком информации. Подросток «меняет реальность», переключаясь от «крутого клипа» к виртуальной игре и к очередному сериалу. Себя ему «видеть» просто некогда.



Насмотревшись кино про состоятельных людей, в зрелом возрасте он подастся на Мальдивы, даже не зная, зачем они ему нужны. Многие лезут на Гималаи или летят на Северный Полюс, будучи уверенными: там-то они найдут ответ на все свои вопросы.

Возможно, в отношении некоторых единиц социума эта противоречивая теория работает. Однако как объяснить то, что странствовать любят вполне успешные люди. К таким сложившимся личностям относятся: богатые бизнесмены, актеры, певцы-музыканты, писатели, политики. Да и среди людей, никогда не «страдающих» знаниями о личности, путешествия стоят на 1-м месте! Вспомните обязательный «медовый месяц» у пар.

Склонность к путешествиям как потребление товаров и услуг

Тяга к путешествиям для некоторых имеет вполне логическое объяснение. За ним даже не надо ходить к психоаналитику. В некоторых местах есть то, чего нет в других. Жители «банановых республик» мечтают хоть несколько дней пожить в стране, где на тебя не смотрит дуло пистолета. Это – туризм, переходящий в миграцию. Граждане большинства стран Азии и Африки мечтают о квалифицированной медицинской помощи. Вот вам повод для оздоровительного туризма. Население крохотных стран, расположенных в «земном раю» много зарабатывает на туризме, но ничего не может купить (их родина ничего не производит). Так появляются шоп-туры. В большинстве мусульманских стран нет никаких развлечений. Так образовывается спрос на пакетные туры, включающие поездки во всякие Диснейленды, сафари-парки, этнические деревни, развлекательные комплексы, культурные заведения и ночные шоу. В Финляндии запрещен крепкий алкоголь. Вот почему «горячие финские парни» так любят паром на Санкт-Петербург.



Внутри каждого государства население урбанизированных агломераций ежегодно совершает паломничество на ландшафты с красивыми пейзажами, свежим воздухом и сельскими достопримечательностями. Это – рекреационный туризм. Есть еще туризм культурно-познавательный, но о нем уместнее рассказать в одной из следующих глав.

Все, о чем велась речь в этой главе, является тем самым первобытным Поиском Клада.

Склонность к путешествиям как полезная смена обстановки

Желание путешествовать имеет еще одно (не менее убедительное) объяснение. За год человек устает от одного и того же пейзажа за окном и однотипного алгоритма действий. Доказано, что опостылеть в равной мере могут как работа на заводе в застроенном серыми высотками городе, так и купание в чистейшей лагуне – на одном из Багамских островов.

Именно этим оправдывается побег привыкших к комфорту предпринимателей в тайгу, на Тибет или в дикий тропический лес (туда, где нет цивилизации с ее «комнатными» условиями»). Они сражаются за свое выживание, охотясь на зверя и добывая огонь… Говоря о групповых поездках, заметим: деловые партнеры проверяют друг друга, а руководители – корпоративный дух в команде. Трудные дороги не каждому по плечу: в маршруте выясняется, кто оказался «и не друг, и не враг, а так».

При этом многие из лидеров, испробовав все что можно, и, насладившись всеми земными благами, даже экстрима не хотят. Они пытаются отыскать в своей жизни более грандиозный смысл, что вводит их в архаическое психологическое состояние – в Поиск Бога…    

Склонность к путешествиям как расширение кругозора

Древнейший поведенческий комплекс «Возвращение Домой» имеет еще одно современное последствие. Желание путешествовать также сильно касается людей, связанных с наукой и искусством. Многие из них, неосознанно выбирают именно те цели, которые неизбежно приводят их к прародине своей нации. В мирные времена большинство восточнославянских интеллигентов считало долгом изучить достопримечательности Киева. Европейцев тянет в Афины и Рим – 2 центра античной цивилизации. Всех мусульман, по понятной причине, влечет в сердце аравийского полуострова – в Мекку. Граждане Китая десятками тысяч наполняют Пекин, а также 2 бывшие столицы Поднебесной. Ни один представитель финно-угорских народностей не выдержит долго без дремучего леса, а индеец – без места, где стоял главный тотем его племени.



Желание путешествовать – иногда плод еще детских фантазий, связанных с прочитанными книгами (художественными или научно-популярными). При возможности человек начитанный обязательно приедет в места, ставшие фоном для полюбившихся сюжетов. То есть иногда Возвращение Домой – это перемещение в детство (с его яркими безмятежными образами). Как правило, именно такие личности (те, у кого есть мужество и упорство сохранить Мечту) становятся не просто участниками культурно-познавательных туров, но и их организаторами.

У любителей дорог, которые не бегут от себя, а «бегут к себе» вырабатываются полезные для продолжения профессионального роста качества. Это – хладнокровие, некоторая склонность риску (исключительно оправданному), психологическая устойчивость, быстрота переключения внимания, скорость и точность двигательных реакций. К слову, развивается еще и память, поэтому люди рассеянные в поездках решают свою проблему.