Подземный трамвай Волгограда

Опубликовано: 14.01.2019 Категория: Авторский очерк / Волгоградская область

Во многих городах РФ существует метрополитен. Это когда под землей ходит поезд. Но мало кто знаком со словом «метротрам». Оно обозначает, что под ногами у вас стучит… трамвай. И все-таки многие из россиян ездят на таком виде транспорта каждый день. Речь идет о жителях Волгограда, удобно сохраняющих запас времени. Подземный трамвай в Волгограде – и туристическая достопримечательность. Дело в том, что он пока – единственный в нашей огромной и необычной стране. Здешняя система СТ включена в список самых интересных трамвайный линий в мире, занимая в нем почетное 4-е место…



История строительства

В Волгограде подземный трамвай – единственное спасение от пробок в нижней части центральных жилых секторов. Линия изолирована и имеет большее расстояние между остановками (чем схема троллейбусов или автобусов). Это также ускоряет перемещение по мегаполису. К тому же, решив построить метротрам, а, затем, медленно продлевать его на юг, власти знали, что спасут горожан, проживающих в 4 центральных районах, от бесчисленных пересадок. Вдоль нижних дорог агломерация вытянута на 90 километров (3-я в России после Москвы и Сочи)! Таким образом, уменьшился бы спрос на микроавтобусы частников. Значит, уменьшилось и количество участников дорожного движения. То есть опять же снизилась бы вероятность затора на оживленных дорогах.

Никто кроме краеведов не осведомлен: сделать метро хотели еще в Сталинграде, а не в Волгограде. Не стали рисковать из-за близости к Волге и грунтовым водам… Но хотя бы частично воплотить старый план Сталинградского горкома (устроив всего 4 изолированных терминала) городские власти решились. Причина указана в предыдущем абзаце. Прокладка наземных путей «СТ» началась еще в 1967 году. А подземных – в 1976 году. Конечно, это уже была биография «другого» населенного пункта – Волгограда. В ходе земляных работ обнаружились десятки очередных следов войны – человеческие останки, оружие, каски, патроны и неразорвавшиеся бомбы. Мало того, уже в 2000-х годах диггеры, проникнув на станции «долгострои», обнаружили, что те соединяются с кучей построенных на будущее бомбоубежищ. Там было самое необходимое на случай предстоящей… ядерной войны. Сейчас объекты скрыты. В 1984 г. движение началось. «СТ» пошел от остановочного пункта «Тракторный завод» (в сквере у ТРЦ «Диамант» и сейчас расположена северная «конечка» маршрута). «Финиш» до сих пор обнаруживается на площади Чекистов. При этом сейчас тут присутствует только старое кольцо. Ведь «СТ-2» уходит на свою ветку еще от предпоследнего пункта линии – «Пионерской».

Обвал советской экономики сорвал график реализации очередной стадии глобального проекта. Второй подземный трамвай Волгограда запустили в 2011 г. Дело в том, что на территории Ворошиловского района грунтовые воды постоянно затопляли только что сделанные участки тоннеля. В итоге там даже пришлось установить мощную насосную станцию. Она и сейчас следит за уровнем вод. В авторежиме. «СТ-2» имеет два варианта маршрута. Короткий (вспомогательный) – «Поселок Ельшанка» – «Завод Монолит». И полный (основной) – «Тракторный завод» – «Поселок Ельшанка». Как раз последний и соединяет в себе старый и новый маршруты, составляя уже 17,3 километра. Всего же такой рейс подразумевает проезд через 22 станции, в течение всего 45 минут.



Станции подземного трамвая

Волгоградский подземный трамвай начинался с подземки «Пл. Ленина», уходя в «нору» еще в районе пересечения Первой Продольной трассы с улицей Бакинская (сейчас в 270 метрах от этой точки стоит ТРК «Европа», в 100 метрах пр. Ленина пересекает «Танцующий мост»). Все как в Москве. В небольшом понижении состав входит в ограниченный стенами портал, являющийся входом в 3,5-километровый тоннель. Эскалатор 1-й станции поднимет вас на площадь, с которой реально попасть к знаменитому комплексу «Панорама Сталинградской Битвы». Тому, что заметен с реки.

Всего же на протяжении этих самых 3,5 километров «СТ» имеет 2 подземных остановочных пункта. Вторым является следующий – «Улица Комсомольская» (эта «артерия» ведет к ЖДВ и далее – на Вторую Продольную). Проход отсюда послужит началом прогулки к Центральному рынку, Площади Павших Борцов и Аллее Героев.

После нее вагон бежит до станции «Пионерской» (пересечение Первой Продольной с улицей Краснознаменской, начало моста через Царицу). Станция не является подземной в строгом смысле слова, хотя после входа требуется несколько секунд провести на эскалаторе. Дело в том, что «Пионерская» «висит» на нижней эстакаде мостового переезда через высохшую балку реки Царицы. Это граница между Центральным и Ворошиловским районами. Овраг славится тем, что по его дну проходит детская железная дорога, тут достаточно зелени, присутствует вход в бункер Сталина. И «недострой», который толкиенисты используют в качестве полигона для своих игр, дав ему звучное имя «Мория». Это – самая любопытная станция, так как вместо стен платформа имеет… окна. То есть все, что только что было перечислено, вы можете панорамно обозревать сверху. Пока ждете трамвай. Заметим, это – единственная платформа-достопримечательность!

Как упомянуто выше, подземный трамвай Волгограда с названием «СТ-2» следует еще дальше. Почти на 4 километра. Уже следующая его станция, «Профсоюзная», является подземной. Разговор о выходе к Ворошиловскому торговому центру, а также к массе остальных небоскребов, понаставленных вдоль Царицынской балки (только здесь такое скопление высоток, к половине из них мы поднимаемся от наземной «Площади Чекистов»).

Далее пассажиры оказываются на станции «Театр Юного Зрителя». С удобными лавками. Она выведет гостя города не только к ТЮЗу, но и к детским аттракционам «Сказка», а также к конечной остановке 2 троллейбусов и к ТЦ «Диамант Зацарицынский».

Продолжая изучать историческое «сердце» города Волгоград, подземные станции трамвая находим теперь в одном месте.

«Ельшанка» – конец подземного приключения на «СТ-2». Она находится на нижнем стыке Ворошиловского и Советского районов и названа по имени большого жилого сектора, когда-то представлявшего собой отдельное селение. И вам доступна лишь 1 известная достопримечательность – мини-пляж у пристани «На Тулака». К нему ведет улица Авиаторская, а затем проход у Богоявленской церкви. Любители природы могут пойти в другую сторону – спуститься к реке Ельшанка.  

Оказавшись в Центральном или Ворошиловском районах указанного мегаполиса, сразу понимаешь, в каком городе подземный трамвай. Ведь вход на метротрамовские станции осуществляется через подземные переходы. Хочет, к примеру, приезжий просто перейти оживленную Первую Продольную (на участке проспекта Ленина или ул. Рабоче-Крестьянской), а по дороге встречает вход, ведущий куда-то ниже.

Сегодня подземный скоростной трамвай располагает удобными эргономичными сиденьями, «электронным голосом», табло и двусторонним расположением дверей. Интервал движения в часы пик составляет всего 3-5 минут. Оплату проезда стоит производить через специальную или даже банковскую карту. А если вы сели в трамвай на надземной остановке, то билет можно купить уже в салоне. Давки не будет. В последние дни по полотну курсируют 3-секционные новые составы. Само собой, эксплуатируются и несколько «классических», чешских вагонов. Помните старину! Комфорт там на высоте.



Советы для туристов

В первую очередь, подземный трамвай Волгограда будет интересен населению, которое вообще никогда не видело «подземки» как таковой. Однако следом в этом списке должен идти тот, кто уже в состоянии оценивать подобные коммуникации, но до этого не знал, что в тоннель реально загнать даже трамвай… Наконец, третья категория просто поймет, что без «СТ» и «СТ-2» (именно такие надписи присутствуют на современных метротрамовских вагонах) передвигаться медленно… Для начала отметим, что первый рейс «стартует» с любого маршрутного «конца» в районе 5 – 6 часов утра, а последний – аж в 22.30 – 23.00. В праздники люди покидают центр города-героя, оставшегося после 22.00 без общественного транспорта, исключительно на этом средстве передвижения.

Помимо удивления от самого «феномена подземности», турист испытает и другие чувства. К примеру, получит удовольствие от того, что избавится от необходимости пересадок. Как говорилось, городские локации очень уж протяженно вытягиваются вдоль реки. Многие маршруты троллейбусов, городских автобусов или частников, а также 11 надземных маршрутов трамвая всего лишь соединяют два ближайших района. Но есть даже и внутрирайонные. Ведь некоторые административные «наделы» Волгограда по размеру тождественны малым городам России… Есть, конечно, и автобусы, идущие очень далеко. Но жестокая давка в них потрясет воображение любого, а в час-пик сюда вообще не рекомендуется входить пожилым, беременным или слабонервным. Именно поэтому для знающих этот город соотечественников понятия «Волгоград», «подземный скоростной трамвай» неразделимы. Ведь последний дает им шанс беспересадочно и оперативно пересечь южную треть Тракторозаводского и северную половину Краснооктябрьского района, весь Центральный район («СТ»), а то и продолжить путь до самого начала Советского района («СТ-2» основной). Главное, цена стандартная (как на маршрутку средненького по длине рейса). Выгода налицо. Расстояние пути, совершенного по рельсам сразу обоих маршрутов, составляет свыше 17 километров. Расписание на сайте «метро» часто меняется, но организация «МетроЭлектроТранс», которой и принадлежат маршруты «СТ» и «СТ-2», всегда следит за его актуальностью.

Что можно увидеть, проезжая наземные участки скоростного полотна с севера на юг? Знаменитые промышленные гиганты Волгограда: «Тракторный завод» и «Баррикады», СК «Монолит» и з-д «Красный Октябрь». Далее увидите Дворец Спорта и многолинейную развязку ЖД-путей дальнего и ближнего следования (с эстакадами и тоннелями). Потом в окнах появится Мамаев Курган, стадион «Волгоград Арена» и медиа-парк «Победа», разноцветные высотки у парка «Дружба Волгоград-Баку», ТРК «Европа», участок «Танцующего моста». Да и между тоннелями вы найдете 2 памятника. На площади Чекистов стоит одноименный монумент и каменная фигура Собаки Подрывника.



В конце лонгрида делаем резюме: создавайте маршрут прогулки по месту Сталинградской Битвы с учетом привязки к станциям необычного транспорта. Сэкономите массу времени и нервов. На осмотр самих станций времени не жалейте. Бесспорно, 17 километров – слишком короткий отрезок на карте Волгограда. Но метротрам идет дальше. Кто знает, может через лет 5 всю агломерацию вместо 2,5 часов можно будет проскочить за…