Что посмотреть в Риме за один день
Опубликовано: 04.11.2019 Категория: Авторский очеркВы отправились в путешествие по Италии с расчетом, чтобы отпускного бюджета хватило на осмотр большого числа городов? Допустим, что в этой связи каждому из них должно достаться не более 1 светового дня. Затем – ночевка и дальше… Что посмотреть в Риме за 1 день? Ответу на этот запрос как раз и посвящен весь наш обзор! Остается добавить: для ускоренного перемещения по искомой агломерации реально использовать довольно удобное метро. А о нем читайте тут https://romegid.com/rimskoe-metro-informatsiya-dlya-turistov/.
Краткая история Рима
Территорию современной Италии, начиная с неолита, беспрерывно заселяли представители непохожих друг на друга людей – представителей разных рас, носителей инородных языков и обычаев. О ком речь? Это автохтоны: лигуры, умбры и пицены (первая волна ариев). Это греки, венеты, кельты, сабиняне и латины (вторая волна). Финикийцы и этруски. В ранее средневековье приходят еще и германские племена. Сицилия успела побывать под арабами… Но непосредственно к Риму имеют отношение больше этруски, латино-сабиняне и готы.
Таким образом, при поиске ответа на вопрос что посмотреть в Риме за 1 день, не стоит забывать, что «раскрученными» в итальянской столице являются только те объекты культурного наследия, которые относительно хорошо сохранились. Они относятся к периодам античной и средневековой истории (латинской и готской). Следует помнить, что на разрозненных пятачках самого «Вечного Города» и в его окрестностях расположены еще и следы пребывания остальных перечисленных народов. Ваш маршрут «зацепит» мавзолеи, саркофаги, храмы, изваяния...
Две основные достопримечательности Рима
Эти памятники древнего зодчества во всех рейтингах и научных работах признаны символами романской империи. Один – бренд античного периода. Второй – «гимн» итальянского ренессанса, уникального перехода от средневековья к эпохе нового времени.
Colosseo (Колизей)
Вернемся к основной теме. Что посмотреть в Риме за 1 день? Главный пятак административного центра Италии – точка, где сходятся районы Компителли, Челлио и Монти (метро Colosseo). В древности локация носила название Палатинский Холм. «Колоссальный» – именно так прозвали римские граждане амфитеатр, построенный богатой династией Флавиев (которая постоянно грешила популизмом). Возведен он был в 72 году.
Позже прилагательное стало именем собственным данного сооружения. И не удивительно – эллипс имеет окружность 524 метра. Большую ось почти 188 метров. Наибольший поперечник 155,6 метров. В основании же лежит 86-метровая арена. Высота закругляющихся стен – 50 метров (4 этажа). Разумеется, сегодня жителя любого современного сити такой конструкцией не удивишь. Но для 1-го века нашей эры это было вторым воплощением Вавилонской Башни! Очередным чудом света. Гордостью.
Часто вход сюда перекрыт из-за реставрационных работ. Но если вам повезло оказаться в тот момент, когда они не запланированы, то удастся побродить и внутри сооружения. Как раз там нетрудно будет понять, каким образом этот «стадион» вмещал 50 000 зрителей. На разных уровнях сохранилась часть трибун и останки 80 радиально направленных столбов. В римской биографии амфитеатр прославился тем, что Нерон приказал установить тут статую (в честь себя любимого). Она имела высоту почти 36 метров. То есть, сохранившись, была бы сегодня видна также хорошо, как и собор Святого Петра (о нем ниже).
Еще один интересный факт – строение появилось на месте осушенного озера, которое когда-то подмывало Палатинский Холм. Укажем также, что махину возводили 8 лет. И первоначально в эллипсе было не 4, а 5 ярусов (в 1 в. это высочайшее строение).
Изучая прочие достопримечательности Рима, вы поймете, что ничего подобного Колизиуму (а именно так называли стадион сами древние римляне) в главном городе бывшей Римской империи уже не найти. И даже его останец (руины) продолжает доминировать в пространственно-архитектурной среде левобережных кварталов. Наверное, представленное произведение искусства – символ вообще всех Апеннин…
Basilica Sancti Petri (Собор Святого Петра)
Эта достопримечательность Рима, по сути, не является чисто итальянской. Так как она лежит в отдельном теократическом государстве – в Ватикане. Речь об огромном квартале на противоположной стороне Тибра (главный вход в мини-страну находится в 500 метрах от метро Cipro). Культовое сооружение является чем-то вроде «герба» для католического мира, «Мекки» для всех адептов западно-христианского обряда.
Разумеется, для обычных приезжих резиденция папы закрыта (верховный понтифик католичества – что-то типа президента искомого анклава). Однако после прохода через быструю таможню (паспорт не нужен) будет доступна система музеев. Причем маршрут для гостей спланирован таким образом, что он заканчивается Сикстинской Капеллой. А та как раз примыкает к стене описываемого собора, являясь частью единого базиликального ансамбля.
Расписывая подкупольное пространство этой части здания (своды и люнеты), Микеланджело испортил зрение и получил искривление шеи. Фрески не разрешают фотографировать. Однако отпускников-представителей стран СНГ гневные крики смотрителей не останавливают…
Еще интересно, что именно тут собирается конклав из кардиналов (этот съезд выбирает папу). С иными фрагментами описываемой базилики (имеющей площадь, способную вместить 15 000 человек) связано много других историй.
Во-первых, считается, что огромный дом построен в цирке Нерона, на могиле апостола Петра (отсюда и название). Могилу в 326 году окружили базиликой, демонтировав остатки цирка Нерона. И этот храм явился предтечей собора. Во-вторых, первым «отцом» Дома Святого Петра считается Донато Браманте. Уникум, умевший привести в состояние равновесия любую архитектурную композицию. В-третьих, наибольшей своей высоты (138 метров) комплекс должен был достигнуть при архитекторе Микеланджело (всего в строительстве было поочередно занято 19 зодчих, а длилось оно с 1506 по 1626 год включительно). Однако задумка не удалась. И высота осталась 136,6 м. В-четвертых, «петровский» купол до сих пор является высочайшим в мире. А его диаметр на 2-м месте. Он составляет 41,47 метра, немного уступая всего одному культовому сооружению. Требуется заметить: в указанных нефах вы посетите сразу несколько музейных галерей.
Знаете ли вы, что здесь действовала своя мастерская мозаики? Алтарь Святого Петра почему-то обращен на запад, а не на восток (как в иных христианских строениях). Этот факт до сих пор не дает покоя ряду ученых. А вот мистиков больше привлекает легенда о молнии, которая ударила в купол после того, как папа Бенедикт XVI отрекся от престола.
ТОП-3 не менее известных римских городских красот
Разглядывая достопримечательности Рима на карте, легко заметить, что эти три пункта экскурсии лежат на пересечении самых стратегических римских улиц. Однако не только это делает им славу. Чем же поражают приезжих данные объекты и как они создавались?
Pantheon (Пантеон)
Названная в заголовке достопримечательность Рима – основная жемчужина живописной via della Rotonda (метро Barberini, далее по via della Tritone – в район Sancto Eustacio).
По пути вы встретите площадь Людовика, колонну Аврелия и Храм Божественного Адриана (к слову, это также «титульные» места). Античный храм-дворец стоит на Piazza della Rotonda. Его основные габариты 84 на 58 м. Высота 43,3 метра. Впрочем, размер Пантеона – не самый большой на фоне остальных творений древних зодчих. Больше поражает его история.
Имя комплекса переводится с греческого как «место всех богов». А, значит для педантичных римлян, стремившихся одинаково угодить сразу всем небесным сущностям (как «первого», так и «второго» порядка и даже заграничным) оно являлось самым почитаемым и посещаемым. Первая подобная конструкция появилась еще при консуле Агриппе (25 год до н. э.). Она сгорела. Нынешняя (более грандиозная) была возведена по указу Траяна. Уже в 126 году. Пантеон избавил горожан (людей разного национального происхождения и сословия) от хождения по отдельным (более мелким) капищам. Система «единого окна» позволяла за 1 час (или меньше) и урожая попросить, и здоровья, и многодетности, и победы в бою. Даже удачи в таких вещах как судебные тяжбы, поблажки от рабовладельца, торговые сделки и секс.
Важно, что именно у коренных латинян-сабинян (патрициев) наибольшей популярностью пользовались Юнона, Венера, Юпитер и Сатурн. Дело в том, что эти «чиновники» заведовали самыми стратегическими отраслями в жизни социума. Первая отвечала за брак и рождение. Вторая – за женскую красоту. Третий – за погоду и все природные бедствия (кроме морских). А четвертый – за сельское хозяйство. Слова «ювенальный», «юность» (обозначающие детей) восходят к «родительнице» Юноне… Воинам важнее было умилостивить Марса. Бог не чисто римский. Скорее, доримский. Пришел сюда вместе с остальными италиками (племена оско-умбрской языковой группы относились к первой арийской волне на полуострове). Для соседей «Вечного Города» Марс не был одним только воплощением войны. Он был вообще всем. Вот почему самыми популярными именами в античной Италии были Марк, Марсель, (оба сохранились поныне), Марций, Маркатор, Марцелий, Марцелина, Марсий и Маркалла.
Со времен Возрождения внутри стали захоранивать известных общественных деятелей…
Здание в плане центрическо-купольное. Входная группа – расположенные по 3 сторонам 16 гладких 12-метровых колонн с капителями коринфского ордена. На них возвышается традиционно треугольный фриз. За входом идет прямоугольно-центрическая ротонда. И она уже выше описанного портала. Считается, что проект создал известный архитектор Аполлодор (родом из Дамаска). Фриз когда-то украшала квадрига (скульптурное изображение запряженной колесницы – чисто римское изобретение в «триумфальном» искусстве). Латиняне использовали смесь греческих и этрусских канонов.
Fontana di Trevi (Фонтан Треви)
Подчеркнем, что и позже продолжал украшать себя великий (хотя уже не имперский и более бедный, чем некоторые прочие города) Рим. Что посмотреть самостоятельно за 1 день, повернув, наконец, с чарующей via della Tritone на via della Stamperia (улицу Типографии)? Основным декором только что названной пешеходной артерии является указанное в верхней строке гидросооружение, а лишь затем здание старейшей типографии.
Фонтан был начат в 1732, а закончен лишь в 1762 году. Его авторы – архитекторы Сальви и Паннини. В основу типично барокканской композиции бассейна лег античный сюжет. Океан (в виде голого бородатого мужика) выезжает на колеснице (сидячее место на ней – морская раковина). Однако в повозку запряжены не лошади, а тритоны и гиппокампы (в стиле барокко они обозначают водную стихию). Наконец, в нишах цепкий взгляд заметит аллегорические фигуры и барельефы, символизирующие реки и родники. В частности одна из лепнин изображает молодую полуобнаженную девицу, указывающую легионерам на источник (он-то якобы и спасал Рим во времена многочисленных осад). Материал для скульптурной группы – знаменитый каррарский мрамор. Искусственное водонапорное урочище является самым большим в Риме подобным сооружением. А поэтому и пользуется такой популярностью, составляя единое целое со стоящим за ним palazzo Poli (фигуры плавно уходят к дверям дворца)…
Другая причина известности кроется в поверье. Если человек бросит в бассейн монету, то вернется в Рим. Если две – встретит пару. Три денюжки приведут к свадьбе. Вот почему Треви просто обожают влюбленные парочки (итальянцы очень суеверны). В жаркую погоду ослепительная бирюза воды и освежающие прозрачные струи из скрытых труб творят с людьми чудеса.
Scala di Spagna (Испанская Лестница)
Что посмотреть в Риме за один день, когда главные античные и ренессансные красоты уже изучены и успешно превращены в фон для селфи? Теперь стоит перейти к еще одному более позднему творению. Относится оно к тому же барокко. Закончено в 1725 году.
В этом абзаце мы поведаем о любимом месте элитной итальянской молодежи, художников, поэтов и музыкантов. Местный «Арбат» – это 135 ступеней, соединяющих более возвышенную площадку холма Пинчо с фонтаном Баркачча. Это на площади Испании (метро Spagna). Конкурс по проектированию выиграли зодчие Спекки и Санктис. Отличительная черта триумфального спуска – тот факт, что деньги на него (20 000 скудо) выделили суверены Франции. А они были родственниками правивших в ту же эпоху испанских монархов (кстати, лежащая внизу площадь Испании была посвящена королям).
Добавим: идея лестницы родилась столетием раньше. Дело в том, что французский кардинал требовал установить на вершине конную статую Людовика XIV (самого могущественного в начале 17-го в. западноевропейского монарха). Однако папу эта задумка очень оскорбляла. Время шло… Теперь на спуске видна лишь геральдика наглых Бурбонов.
Как 300 лет назад, в наши дни на ступенях любят сидеть и даже лежать. А еще устраивать вернисажи, писать портреты прохожих, делать концерты и вести продажу уникальных безделушек.
На карте достопримечательности Рима расположены так плотно, что кажется: он весь из них состоит. Однако когда время поджимает – следует выбирать самые «знаковые». Так называемые «визитки». Они и должны стать фоном для памятного фото. Теперь любой, кто будет рассматривать ваши снимки скажет – «Я знаю… Это в Риме? Я угадал?».
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.