Городские парки как образцы ландшафтного дизайна
Опубликовано: 20.09.2019 Категория: Авторский очерк / Парки и сады / Вид новостиЛандшафтный дизайн парков отдыха определяет не только их тематический облик, но и функциональность. А также уровень комфорта. В настоящий момент зеленый, каменный и прочий наряд ПКиО стараются делать таким, чтобы уход за ним был максимально упрощен. Поэтому уже при закладке объекта приходится учитывать многие нюансы. Из какой эпохи к нам пришли общественные парки? Для чего и где их изобрели? Что им дает современное художественное оформление, и на какие типы оно делится? Все по порядку.
История возникновения парков
Как отдельный феномен в искусстве оформления пространственной среды ландшафтный дизайн парка «родился» в Китае. На землях, которые ныне принято называть провинцией Сучжоу. А именно в одноименном городе. Он слыл в Поднебесной крупным торговым центром. Идея особо гармоничного благоустройства территории появилась здесь в 6 веке до нашей эры. Она всецело связана с философией даосской живописи се-и, рожденной намного раньше.
Заложенная в се-и парадигма хорошо объясняет функционал художественно обустроенного пространства. То есть мостики, садовые аллеи, галереи, миниатюрные архитектурные композиции, изящные беседки-пагоды и цветники (альпийские горки) должны были ассоциироваться в голове гостя со свободой фантазии, полетом мысли, искусством ради искусства. К сожалению, очень скоро названную культуру загнали в строгие рамки школы фэн шуй. Она основана на понятии 5 видов энергии и строгом расположении элементов по сторонам света. Итак, Римскую империю торговцы цины (китайцы) познакомили уже с канонизированной версией разбивки парков.
На виллах римских аристократов данное искусство еще сильнее утилизировалось и стало подчиняться строгой геометрии. Оно дошло в таком виде в ренессансную Европу 14-16 веков. Тут еще было мало излишеств и больше гармонии. Однако позже данный подход победила мода на создание иных, регулярных парков.
Плавные линии были сохранены, но симметрия и вычурность деталей пропитали абсолютно все. Аллеи шли или параллельно друг другу, или расходились ровным веером. Колумбарии, боскеты и цветники стали сложным узором, основанном на вензелях. Родиной такого стиля оказалась Франция XVII столетия, быстро заразившая все остальные государства Европы. А в начале 18-го века – и петровскую Россию (с 1704 года в Санкт-Петербурге много лет творили Летний Сад).
Если функционал «регулярного» произведения паркового искусства сохранился (удобство прогулки и расслабление), то основной его идейной составляющей стала роскошь и смелость. «После нас хоть потоп», – неоднократно говорил Людовик Солнце. Простота и стремление назад (в лоно природы) в этом направлении было полностью изжито. Парк в Версале до сих пор остается визиткой всего направления барокко.
200 лет назад в Старый Свет проник романтизм, попытавшийся в очередной раз возвратить человечество к истокам (каждый народ – к своей национальной культуре, а каждое искусство – к своим прототипам). Снова идею подала живопись. На этот раз панорамная, рожденная в Соединенном Королевстве.
Английский пейзажный парк впервые заявил о себе в Баварии. Его разбили в центре Мюнхена. Основой нового канона стало строгое следование законам природы. Если регулярные ландшафты диктовали роскошь и полный контроль человека над природой, то английские, наоборот, старались ее полностью имитировать. Британцы, склонные к разным наукам, сумели «вставлять» дорожки, газоны, беседки и цветники в естественный рельеф. Детали исчезли. Обустройство стало ненавязчивым. Именно такие законы «зеленой культуры» перешли в Российскую империю. Уже в первую треть позапрошлого века. Как раз в 1821 году парки, наконец, перестали быть предназначенными лишь для высших слоев общества. Первые русские общественные сады (предтечи нынешних ПКиО) появились в означенную дату.
Наиболее частые решения в парках
По комментариям специалистов московской ландшафтной студии «Гринтек», ландшафтный дизайн парка сегодня опирается на сотни разновидностей как разноцветного растительного, так и каменного материала богатой цветовой гаммы. Предназначение оборудованных лесополос в России осталось прежним. Но стилей стало в разы больше. На это повлияли авторские нотки. А еще по мере акцентировки на том или ином элементе убранства «зеленые легкие» городов начали разделяться по категориям:
- лесопарк (естественная территория, в ней допускается только разметка);
- пейзажный (английский);
- французский (регулярный);
- дендропарк (пространство, отведенное под культивацию некоторых видов);
- ботанический (то же, но с применением еще и завозных сортов растений);
- зоологический (то же, но с дополнением в виде вольеров с фауной);
- национальный (использует принципы лесопарка, но оснащен для людей);
- парк скульптур (зеленая зона, в которой фигуры являются доминантой);
- парк развлечений (любое пространство для отдыха с аттракционами);
- ПКиО (может успешно сочетать в себе все представленные версии парков).
В последнее время силы ландшафтных дизайнеров направлены на рекреации именно последнего класса (культуры и отдыха). Для украшения в ход идут элементы всех выше описанных парковых стилей. Причем (как и сотни лет назад) для грамотной разбивки требуется так называемое ландшафтное проектирование. А оно делит любое произведение обозначенной науки (будь то частный сад, гостиничная территория или зеленая резервация в центре города) на 4 типа. Это рокарий, живая изгородь, топиарная композиция и альпинарий. Любой цветник или сад сейчас не обходятся без них. Для каждого вида важны свои условия, детали и первоначальная натура. Расскажем о каждом.
Живая изгородь составляется из специального кустарника, подготовленные саженцы которого есть в продаже. Такой боскет требует ровной почвы, планировки и разметки линий (можно вывести любой узор). Если на внутренней территории гостевого комплекса изумрудная линия защищает от шума, ветра и пыли, то в парке обычно играет роль одного из инструментов организации пространства. Затем ее следует подстригать.
Кстати, о стрижке. Топиарная композиция – произведение садовой культуры, которая может быть рождена как из кустарника, так и из крохотных деревьев. Как вы уже убедились во многих ПКиО, сегодня опытному садовнику реально получить любое объемное изображение…
Альпийская горка – цветник, может колумбарий. Прелестные растения на этот раз пребывают на возвышении, которое уже имеется на участке (это обязательное условие касается этапа проектирования). Такое ноу хау позволяет имитировать горный пейзаж (отсюда и название – альпинарий). Флора может занимать как вершину, так и склоны естественного орографического объекта. Ни в коем случае нельзя располагать ее там, где она круглый день освещается солнцем. Или под деревьями. В первом случае вся красота пожухнет. Во втором ее осенью засыплет листвой. Однако 50% успеха в устройстве этого «кукольного скверика» обеспечивает камень. Он должен быть правильно подобран – плоский бут, красивые по фактуре валуны, объемные булыжники (грамотный специалист сразу составит из них чарующую композицию). Тема камня плавно переводит нас к рокариям, о которых следует говорить подробнее. Сегодня они, как говорят, «на коне».
Рокарий в ландшафтном дизайне апеллирует к наиболее древней форме организации окружающего пространства. Еще много тысячелетий назад люди делали из камня абсолютно все – в том числе композиции исключительно эстетической направленности. Не случайно и вся историческая эпоха вошла в наши учебники как «Каменный Век». Правда, «рок» с большинства индоевропейских языков переводится не «камень», а «скала» (этой темы мы коснемся позже).
Разумеется, читатель уже знаком с понятием «сад камней» и связывает его с Японией. Однако страна Восходящего Солнца всего лишь сделала его популярным. Камнем выкладывали абсолютно все с незапамятных времен. Причем не только в утилитарных или культовых целях. К примеру, с глубоких античных времен были известны бордюрные цветники…
Отличие такого рукотворного ландшафта заключается в том, что его можно изготовить как на гористой и наклонной, так и на абсолютно плоской поверхности. Творческая площадка иногда имеет четкие границы, а иногда постепенно исчезает где-нибудь ближе к воде пруда, озерца или просто в траве (валуны кладутся все меньше и меньше – вплоть до крохотной гальки). И все же основным элементом композиции должны стать крупные и обязательно живописные камни. Как по фактуре, так и по текстуре. Заложенная в них суть – имитация скальных поверхностей, на фоне которых любая декоративная зелень и цветы смотрятся особо выигрышно. Ведь теперь те не затеряются среди покрывшего основную плоскость газона.
Рокарий в ландшафтном дизайне ближе остальных возвращает нас в лоно первоначальной природы. Дело в том, что он основывается на трех основных аспектах:
- хаотичности расположения камней (еще в XIX веке использовался термин Хаос);
- обязательном устройстве композиционного центра из самого крупного валуна;
- помещении каменного сада, украшенного мхом, в тень (мох растет только там).
И все же камень удается удачно использовать и в регулярной композиции (если тематика всего парка к этому предрасполагает). Составляются круги. Параллельные ряды или лабиринты. А также целые узоры. Что касается бутовых материалов, в ход идут туф, ракушечник или доломит. Устанавливая тяжелые валуны, почву под ними трамбуют. Камни очищают воздух. Кстати, держать их следует ближе к воде. Это в любом случае. И все-таки избытка влаги в почве следует избегать. Чтобы земля не проседала. Особый изыск в разноцветной гальке, причудливо заполняющей пространство меж булыжников.
ТОП-5 ландшафтных парков мира
В наше время по всему свету созданы тысячи парков разного стиля и предназначения. Все же 5 из них обращают на себя особое внимание ценителей ландшафтного дизайна. Люди поражены или удачным следованиям традициям, или, наоборот, футуризмом этих ПКиО.
«Сады у Залива» в Сингапуре
В этом месте ландшафтный дизайн парков отдыха представлен наиболее профессионально и к тому же с особой фантазией. Можно сказать, «инопланетной». Marina Bay Sands – «город в городе», состоящий из фешенебельной гостиницы, торгового центра, панорамной площадки и скай-бара.
Однако куда более заметным украшением этого комплекса (да и всего государства Сингапур) стоит назвать Gardens by the Bay. На 100 гектарах вы затеряетесь среди 18 гигантских «деревьев» (некоторые Supertree Grove не уступают по высоте привычным для нас 9-этажкам). Далее ваш взор будет пленен мостом, соединяющим два Супертри Грува. Баром и рестораном на вершине одного из них.
Теперь конкретно о зелени. Цветочный Дом и Облачный Лес – две огромные оранжереи. Чуть поодаль присутствует павильон с кактусами. Полно традиционно устроенных садовых участков с авангардными скульптурами. Что касается тропической флоры (например, пальм), она повсюду (как наполнитель). Даже в застекленных разноцветно подсвечивающихся кронах Супертри Грувов. Это фантастика!
Парк «Кёкенхов» в Нидерландах
Городок с хитрым именем Лис вырос между Амстердамом и Гаагой. А прославил его ландшафтный дизайн парка, упомянутого в заглавии. Тоже хитрый. Так как пытается угодить сразу всем. Он, в принципе, добился своего. На 32 гектарах турист встретит удачные моменты разных эпох и стилей (жизнерадостная Голландия всегда умела сочетать несочетаемое). Поэтому зону следовало бы назвать «антитематической» или «супертолерантной».
Классические цветники (тюльпаны, розы, гиацинты и нарциссы), каналы, водопады, озуры и сады камней. Ярмарка цветов проводится еще с 1949 года (когда и был заложен «Кёкенхоф»). Главной его «изюминкой» признали Охотничий замок, с 15-го столетия принадлежащий графине Геннегау (Якобы Баварской). До этого тут красовались только леса, болотца и песчаные дюны. 2-е название парка Сад Европы.
Парк в дворцовом ансамбле Версаля (Франция)
Разговор пойдет о единственном (среди лидеров) месте, где рокарий в ландшафтном дизайне вообще никак не представлен. Версальский дворцово-парковый ансамбль – образец регулярного парка, «завоевавшего» в 17 и 18 столетиях все страны Старого Света, а также первые штаты в США и в Канаде. Комплекс противопоставлял себя Каменному Веку и природе вообще. Быстро став символом всемогущества Человека. В искусстве эта идея выразилась в стиле барокко. Обилие сложных деталей, строгих сочетаний живых изгородей, узоров из газонов и цветников, поразительная симметрия – все это до сих пор привлекает многих путешественников. Вы заметили, что даже в России, встречая у кого-то удачный ландшафт на даче, гости говорят: «устроил у себя Версаль».
На момент своего появление понятие «Версаль» было сродни «победа над природой». 900 гектаров до неузнаваемости выстриженных деревьев и кустов (350 000) и километры высаженного по четким изгибам газона. А чего стоят идеальные по форме пруды и чаши для фонтанов! В данном парковом стиле гений Андре ле Нотра так и не был превзойден. На данный момент роскошь является частью строго охраняемого заказника «Версальская Равнина».
Сады Бучартов (Канада)
Иногда ландшафтный дизайн садов и парков покоряет настолько сложный рельеф, что хочется воскликнуть «Как они это сделали вообще!». Но супруги Бучарты смогли.
Разговор о канадской семье, состоящей из ландшафтных дизайнеров. Они приобрели в собственность необычный участок близ Брентвуд Бея. По соседству с богатыми залежами известняка. Дело в том, что это пересекающиеся террасы, уходящие к одной из мелких акваторий острова Ванкувер (Британская Колумбия). Поэтому не случайно ботанический ансамбль именуют именно «садами», а не «садом». «Итальянский». «Японский». «Роз». «XX век». На каждой площадке своя тематика (тематические парки с 2014 года в приоритете). А на причудливых склонах и ступеньках стили как бы пересекаются.
У Бучартов на верхнем страте находится модная вилла. И большую часть дня придомовая территория становится общественной. Десятки разновидностей цветов, кустарника и мини-деревьев (родом из 3 климатических поясов) разношерстной палитрой укутывают все склоны (как обрывы, так и ступени). Гималайский голубой мак и турецкая гвоздика, азалии и тропические бегонии – многие их никогда не видели. На ровном пространстве гости проходят по изгибающимся (в том числе круглым) дорожкам из светлого камня. А на спусках пользуются настилами-виадуками или лесенками-мостиками, оснащенными изящными коваными перилами.
В описанный пейзаж идеально вписывается и реликтовая растительность. И ручьи, сбегающие вниз по скалам. К слову, вода собирается в пруды. В центре одного из них работает фонтан с пересекающимися струями. Климат расположен к тому, чтобы все в карьере цвело и пахло. А поэтому тут хорошо прижились певчие птицы.
«Австралийский Сад» близ Мельбурна
Вся природная суть государства-материка уместилась в этой локации, массово посещаемой туристами (статистика утверждает, что за год тут проходит поток из 1 000 000 человек!). Недалеко от огромного города Мельбурн есть песчаный карьер, превращенный Полом Томпсоном и Тейлором Летлином в ботанический НП «Австралийский».
Ландшафтный дизайн парка состоит из ансамблей, причудливым образом рассказывающих сразу обо всех уголках наименьшего континента Земли. Имеются в виду красные пески субтропиков, массивы тропических зарослей, леса и луга умеренного пояса, а также скалистое приморье, медленно утапливающее в себе группы камней. Только здесь их роль играют плоские ровные блоки – по ним удобней передвигаться тысячам посетителей. Часть таких «валунов» извилистые по краям. Они комплиментируются друг с другом как в пазле. Приезжие также очарованы, тем, что скалы это развернутые и наклоненные по-разному кубы. А песчаные барханы спрессованы в аккуратные блоки. Хоть и плавных форм и разных размеров, но как бы вырезанные в конфигурации полумесяцев.
При этом куртины дендро-флоры и разнообразной травы раскиданы в виде четких геометрических фигур. Буш не растет точками где попало. Он уходит дорожками по разным направлениям. Растительность не декоративная – для создания композиции взяты натуральные эндемики упомянутого материка. То есть здесь присутствует «бренд» Австралии – сочетание доминирующих пока над городами богатых биотопов и одновременно передовых технологий. Сверху ансамбль напоминает чрезвычайно богатый на четкие детали яркий детский рисунок.
Родившись несколько столетий назад, ландшафтный дизайн садов и парков эволюционировал в прогрессивное искусство, неразрывно связанное с такой процедурой как дизайн-концептуальное проектирование. Мы рассказали о главных разновидностях «художественного» парка, рожденного в процессе развития этой процедуры.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.